Марлон Брандо — американский актер, один из наиболее влиятельных и признанных актеров 20 века. Он дважды удостоен премии Оскар за лучшую мужскую роль: за фильмы В порту (1954) и Крёстный отец (1972).
Брандо был известен своей техникой актерского мастерства, известной как методическая игра, которую он изучал под руководством Стеллы Адлер и Ли Страсберга. Он оказал значительное влияние на развитие кино и театра, проложив дорогу для более естественного и глубинного стиля актерской игры.
Брандо также известен своей активной гражданской позицией и участием в движении за гражданские права и права коренных народов.
Ранняя жизнь и образование
Семья и детство
Родители и их влияние
Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в Омахе, штат Небраска, в семье Дороти Джулии Пенбэйкер и Марлона Брандо старшего. Его мать, Дороти, была актрисой и театральным режиссером, что оказало большое влияние на ранние годы Брандо. Она часто участвовала в местных театральных постановках и прививала своим детям любовь к искусству. Отец, Марлон Брандо старший, был торговым представителем, который часто отсутствовал из-за работы, что создавало напряженные отношения в семье.
Детские увлечения и интересы
С детства Марлон проявлял интерес к искусству и театру, во многом благодаря матери. Он также был известен своим независимым и бунтарским характером. Несмотря на это, в школе он был активным учеником, увлекавшимся спортом, особенно футболом и баскетболом. Однако, его поведение часто становилось причиной конфликтов с учителями и сверстниками.
Образование
Школьные годы
Марлон Брандо получил свое образование в начальной школе Либерти в Омахе, а затем продолжил учебу в частной школе Шаттак в Фариболте, штат Миннесота. Его школьные годы были отмечены неоднократными проблемами с дисциплиной. В конечном итоге он был исключен из Шаттак за нарушение правил, что заставило его вернуться в родной город и продолжить обучение в местной школе.
Участие в театральных постановках
Именно в школьные годы у Брандо начал проявляться его талант к актерскому мастерству. Он часто участвовал в школьных театральных постановках, где выделялся своей харизмой и естественностью на сцене. Эти первые выступления сыграли значительную роль в формировании его дальнейшего пути.
Обучение в театральных школах
После окончания школы Брандо решил переехать в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение актерскому мастерству. Он поступил в знаменитую театральную школу Стеллы Адлер, где познакомился с методом Станиславского, который оказал на него глубокое влияние. Адлер стала его наставником и помогла раскрыть его потенциал как актера. Позже он также обучался в Актерской студии Ли Страсберга, где продолжил совершенствовать свои навыки.
Ранние годы жизни Марлона Брандо, несмотря на множество вызовов и конфликтов, заложили фундамент для его будущей блестящей карьеры. Влияние его матери, школьные театральные постановки и обучение в престижных театральных школах помогли ему стать одним из величайших актеров 20 века.
Начало карьеры
Первые роли на сцене
Участие в бродвейских постановках
Марлон Брандо начал свою профессиональную актерскую карьеру на театральной сцене Нью-Йорка. Его дебют на Бродвее состоялся в 1944 году в постановке «I Remember Mama», где он исполнил роль Нелла Торсона. Несмотря на то, что роль была небольшой, Брандо быстро привлек внимание своей естественной игрой и харизмой.
В 1947 году он получил главную роль в спектакле «Трамвай «Желание»», поставленном по пьесе Теннесси Уильямса. Режиссером постановки был Элиа Казан, а Брандо исполнил роль Стэнли Ковальски, что стало поворотным моментом в его театральной карьере. Его исполнение было революционным для того времени: он привнес на сцену методическую игру, основанную на психологической глубине и реалистичности, что произвело неизгладимое впечатление на зрителей и критиков.
Первые успехи и признание
Игра Брандо в «Трамвае «Желание»» стала сенсацией. Его мощное и эмоционально насыщенное исполнение принесло ему признание как одного из самых перспективных молодых актеров своего времени. Критики восторженно отзывались о его таланте, отмечая его способность глубоко проникать в сущность персонажа и создавать на сцене правдивые, многослойные образы.
Дебют в кино
Первая значимая роль в кино
Кинодебют Марлона Брандо состоялся в 1950 году в фильме «Мужчины», где он сыграл парализованного ветерана Второй мировой войны. Для этой роли Брандо провел месяц в военном госпитале, общаясь с парализованными солдатами, чтобы лучше понять их состояние и психологию. Этот методический подход к подготовке к роли стал одной из отличительных черт его актерского стиля.
Впечатления и отзывы критиков
Фильм «Мужчины» не стал кассовым хитом, но игра Брандо привлекла внимание критиков. Его исполнение было высоко оценено за искренность и глубину, что подтвердило его статус восходящей звезды кино. Критики отмечали его способность передавать сложные эмоции и состояние своего персонажа, что сделало его игру убедительной и трогательной.
Начало карьеры Марлона Брандо на сцене и в кино ознаменовалось успехами и признанием. Его работа в бродвейских постановках, особенно в «Трамвае «Желание»», и дебют в фильме «Мужчины» продемонстрировали его выдающийся талант и уникальный подход к актерскому мастерству. Эти ранние достижения заложили основу для его последующих триумфов в киноиндустрии и сделали его одним из самых влиятельных актеров в истории кино.
Вершина карьеры
Знаковые роли
Трамвай «Желание» (1951)
Фильм Трамвай «Желание» (1951), основанный на одноименной пьесе Теннесси Уильямса, стал первым большим кинопрорывом для Марлона Брандо. Его роль Стэнли Ковальски, которую он впервые сыграл на сцене, принесла ему мировую известность. В фильме Брандо демонстрирует свою уникальную методическую игру, проникая в глубины характера своего героя и создавая образ грубого, но харизматичного мужчины. Его исполнение стало культовым и оказало значительное влияние на кинематографическое искусство.
Дикарь (1953)
В 1953 году Марлон Брандо сыграл роль Джонни Страблера в фильме «Дикарь». Этот фильм о байкерах, снятый режиссером Ласло Бенедеком, стал знаковым для поколения бунтарей 1950-х годов. Образ Джонни в кожаной куртке и кепке стал символом молодёжного бунтарства и свободы. Брандо создал на экране незабываемый образ, который вдохновил множество молодых людей и закрепил его статус как актёра, способного воплощать на экране образы харизматичных и непокорных персонажей.
На набережной (1954)
Роль Терри Маллоя в фильме «На набережной» (1954), режиссёра Элии Казана, принесла Брандо первый «Оскар» за лучшую мужскую роль. В этом фильме он играет бывшего боксёра, который становится свидетелем коррупции и насилия на нью-йоркских причалах. Брандо великолепно передал внутреннюю борьбу своего героя, его стремление к справедливости и личному искуплению. Исполнение этой роли стало одной из лучших работ в карьере Брандо и примером мощного, глубоко эмоционального актёрского мастерства.
Крёстный отец (1972)
Роль Вито Корлеоне в фильме «Крёстный отец» (1972), режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, считается одной из величайших в истории кино. Брандо создал образ мудрого и властного главы мафиозного клана, который сочетает жестокость и гуманность. Его исполнение принесло ему второй «Оскар» за лучшую мужскую роль. Роль Вито Корлеоне стала кульминацией карьеры Брандо и закрепила его статус как одного из величайших актёров всех времен.
Апокалипсис сегодня (1979)
В 1979 году Марлон Брандо сыграл одну из самых загадочных и запоминающихся ролей в фильме «Апокалипсис сегодня», режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. В этой экранизации романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы» Брандо исполнил роль полковника Уолтера Куртца, офицера армии США, который становится безумным и создает собственное царство в джунглях Вьетнама. Его появление в фильме, хотя и краткое, было мощным и интригующим. Брандо привнес в роль Куртца глубокую психологическую сложность, отразив внутренние демоны и моральные дилеммы своего персонажа. Его игра в этом фильме считается одной из самых впечатляющих в его карьере, несмотря на минимальное экранное время.
Награды и признание
Оскары и другие награды
Марлон Брандо был удостоен множества наград за свою выдающуюся актёрскую карьеру. Он дважды получал премию «Оскар» за лучшую мужскую роль: за фильмы «На набережной» (1954) и «Крёстный отец» (1972). Кроме того, он был номинирован на «Оскар» ещё несколько раз за свои роли в фильмах «Трамвай «Желание»», «Вива Сапата!», «Юлий Цезарь», «Сайонара» и «Последнее танго в Париже». Брандо также получил «Золотой глобус», премию BAFTA и множество других наград, подтверждающих его вклад в киноискусство.
Влияние на киноиндустрию и актёрское мастерство
Марлон Брандо оказал колоссальное влияние на киноиндустрию и развитие актёрского мастерства. Он был пионером методической игры, привнесённой в Голливуд из театральной школы Станиславского. Его глубокий и реалистичный подход к созданию персонажей вдохновил поколения актёров, таких как Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джек Николсон. Брандо разрушил стереотипы и открыл новые горизонты для актёрского искусства, доказав, что кино может быть не только развлекательным, но и глубоким, психологически сложным видом искусства.
Марлон Брандо достиг вершины своей карьеры благодаря выдающимся ролям и признанию, которое он получил за свои достижения. Его вклад в киноиндустрию и актёрское мастерство остаётся неизмеримо ценным, а его знаковые роли продолжают вдохновлять и восхищать зрителей и профессионалов кино по всему миру.
Личная жизнь Марлона Брандо
Отношения и браки
Марлон Брандо был известен своими многочисленными романтическими связями и бурной личной жизнью. Среди его известных любовных отношений были актрисы и модели, включая Риту Морено и Мэрилин Монро. Его любовные связи часто были предметом обсуждения в прессе и добавляли ему репутацию харизматичного и страстного человека.
Семейная жизнь и дети
Брандо был трижды женат. Его первая жена, Анна Кашфи, была британской актрисой индийского происхождения. Они поженились в 1957 году и развелись в 1959 году, у них родился сын Кристиан Деви Брандо.
Вторая жена, Мовита Кастанеда, также была актрисой. Они поженились в 1960 году, но их брак был аннулирован в 1962 году. У них родилось двое детей, но о них известно мало.
Третья жена, Тарита Териипаия, была партнершей Брандо по фильму «Мятеж на «Баунти»». Они поженились в 1962 году и развелись в 1972 году. У них родилось двое детей, Саймон и Челси. Тарита оставила заметный след в жизни Брандо, и они оставались близки после развода.
Брандо также имел детей от других женщин и признал отцовство по меньшей мере одиннадцати детей. Он был преданным отцом и старался поддерживать своих детей, несмотря на многочисленные проблемы в личной жизни.
Личностные и социальные взгляды
Марлон Брандо был известен своими активными политическими и социальными позициями. Он открыто высказывался против расизма и поддерживал движение за гражданские права. В 1963 году он принял участие в марше на Вашингтон вместе с Мартином Лютером Кингом. Брандо также был активным сторонником прав коренных американцев и участвовал в протестах против их угнетения.
В 1973 году он отказался от премии «Оскар» за роль в фильме «Крёстный отец», в знак протеста против плохого обращения с коренными американцами в киноиндустрии. Вместо него на церемонию пришла активистка Сачин Литлфезер, которая зачитала его заявление.
Благотворительная деятельность
Брандо был щедрым благотворителем и активно поддерживал различные социальные и гуманитарные проекты. Он финансировал программы по защите прав коренных народов и был активным участником кампаний по защите окружающей среды. Брандо также поддерживал многие благотворительные организации, помогая бедным и нуждающимся по всему миру.
Личная жизнь Марлона Брандо была столь же насыщенной и сложной, как и его профессиональная карьера. Его многочисленные романтические связи, браки и дети часто были предметом общественного внимания. В то же время его сильные личные и социальные взгляды, а также активная благотворительная деятельность свидетельствовали о глубоком чувстве справедливости и ответственности перед обществом. Брандо остаётся одной из самых значимых и противоречивых фигур в истории кино.
Поздняя карьера и уход из жизни
Фильмы последних лет
Марлон Брандо продолжал сниматься в фильмах до конца 1990-х годов, хотя его активность в кинематографе значительно снизилась. Одной из заметных работ в поздние годы стала роль в фильме «Последнее танго в Париже» (1972) режиссёра Бернардо Бертолуччи. Эта роль принесла ему ещё одну номинацию на «Оскар» и вызвала большой резонанс благодаря своей откровенности и эмоциональной глубине.
В 1990-х годах Брандо сыграл в нескольких фильмах, включая «Дон Жуан де Марко» (1994), где он исполнил роль доктора Микайлера, и «Остров доктора Моро» (1996), который получил смешанные отзывы, но запомнился эксцентричным исполнением Брандо.
Уход из кино и последние годы жизни
К концу 1990-х годов Марлон Брандо постепенно отошёл от актёрской деятельности. Его последний фильм «Скорость» (2001) не получил широкого признания, и после этого он окончательно решил завершить свою карьеру в кино. Проблемы со здоровьем и личные трагедии, такие как смерть его дочери Чайенны, оказали значительное влияние на его решение.
Личная жизнь в последние годы
В последние годы жизни Брандо жил уединённо на своём острове Тетиароа в Тихом океане. Он продолжал поддерживать связь с семьёй и близкими, уделяя внимание своим детям и внукам. Брандо оставался активным в социальных и политических вопросах, поддерживая права коренных народов и охрану окружающей среды.
Обстоятельства смерти
Марлон Брандо скончался 1 июля 2004 года в возрасте 80 лет от лёгочной недостаточности. Он также страдал от диабета и ожирения, что усугубило его состояние. Его смерть стала большой утратой для мировой киноиндустрии, и многочисленные коллеги и поклонники выразили свои соболезнования.
Влияние на последующие поколения актёров и кинематографистов
Марлон Брандо оставил неизгладимый след в истории кино. Его новаторский подход к актёрской игре и методическая подготовка к ролям вдохновили множество актёров, включая таких известных личностей, как Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джек Николсон. Его работы стали эталоном актёрского мастерства, и его влияние продолжается до сих пор.
Наследие Брандо живёт не только в его фильмах, но и в его социальной активности. Он показал, что актёр может быть не только развлекательной фигурой, но и активным участником общественной жизни. Его поддержка прав коренных народов и борьба за социальную справедливость вдохновляют новых деятелей культуры и искусства.
Поздняя карьера и уход из жизни Марлона Брандо были наполнены значимыми событиями и отражают его сложный и многогранный характер. Его вклад в кинематограф и социальные движения продолжает оказывать влияние на современное общество, а его фильмы остаются актуальными и востребованными у зрителей всех поколений.
Наследие и влияние
Влияние на метод актёрской игры
Марлон Брандо оказал революционное влияние на метод актёрской игры, привнеся в Голливуд технику Станиславского и методическую подготовку к ролям. Его подход к актёрству включал глубокое понимание персонажа, личный опыт и эмоциональную правдивость. Брандо доказал, что актёр должен полностью погружаться в своего героя, чтобы создать убедительное и живое исполнение.
Его работа в фильмах Трамвай «Желание», «На набережной» и «Крёстный отец» стала учебными примерами для новых поколений актёров. Такие актёры, как Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Дастин Хоффман, часто упоминают Брандо как своего вдохновителя. Брандо изменил стандарты актёрской игры, сделав её более естественной и глубокой, что оставило значительный след в киноиндустрии.
Влияние на кинематограф
Брандо не только повлиял на актёрское мастерство, но и на саму кинематографическую культуру. Его роли в фильмах «Апокалипсис сегодня», «Последнее танго в Париже» и «Дикарь» продемонстрировали, как кино может исследовать сложные и противоречивые аспекты человеческой природы. Брандо показал, что кино может быть не только развлекательным, но и инструментом для глубоких социальных и психологических исследований.
Его отказ от премии «Оскар» в 1973 году в знак протеста против дискриминации коренных американцев стал ярким примером того, как актёр может использовать свою известность для продвижения социальных изменений. Брандо был не только артистом, но и активистом, что сделало его уникальной фигурой в истории кино.
Память и признание
После смерти Брандо было создано множество биографий и документальных фильмов, посвящённых его жизни и карьере. Среди них выделяются документальные фильмы «Марлон Брандо: Портрет» и «Слушай меня, Марлон». Эти работы исследуют его сложный характер, методическую игру и его вклад в киноискусство. Биографии, написанные друзьями, коллегами и исследователями, продолжают раскрывать новые аспекты его жизни и творчества.
Воспоминания его современников и коллег по киноиндустрии помогают понять, каким человеком был Брандо за пределами экрана. Многие актёры и режиссёры вспоминают его как вдохновителя и наставника, который оказал значительное влияние на их собственные карьеры.
Признание после смерти
После смерти Брандо в 2004 году было проведено множество памятных мероприятий и церемоний в его честь. В Голливуде и других крупных городах прошли показы его фильмов и ретроспективы, посвящённые его творчеству. Его вклад в киноискусство был отмечен многочисленными наградами и премиями посмертно.
Брандо также остаётся в памяти благодаря его социальной активности и борьбе за права коренных народов. Его поддержка этих движений продолжает вдохновлять новых активистов и деятелей культуры. Вклад Брандо в социальные изменения остаётся важной частью его наследия.
Наследие Марлона Брандо продолжает жить и оказывать влияние на кинематограф и общество. Его вклад в метод актёрской игры и его революционные роли изменили стандарты киноискусства, а его социальная активность показала, как искусство может быть инструментом для изменения мира. Память о Брандо сохраняется в биографиях, документальных фильмах и памятных мероприятиях, подтверждая его статус как одного из величайших актёров всех времён.
Заключение
Марлон Брандо оставил неизгладимый след в истории кино и актёрского мастерства. Его революционный подход к методической игре изменил стандарты актёрского искусства и вдохновил поколения актёров. Брандо продемонстрировал, что актёрская игра может быть глубокой, эмоционально насыщенной и психологически сложной.
Его знаковые роли в фильмах «Трамвай Желание», «На набережной», «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня» стали эталонами в киноискусстве. Он не только развлекал зрителей, но и заставлял их задумываться о сложных и противоречивых аспектах человеческой природы.
В личной жизни Брандо был активным сторонником социальных изменений, поддерживая права коренных народов и борясь за справедливость. Его отказ от премии «Оскар» в знак протеста против дискриминации стал ярким примером его преданности идеалам.
Наследие Брандо продолжает жить благодаря биографиям, документальным фильмам и памятным мероприятиям. Его влияние ощущается и сегодня, подтверждая его статус как одного из величайших актёров всех времён. Марлон Брандо останется навсегда в памяти как человек, изменивший кинематограф и оставивший неизгладимый след в истории культуры и искусства.