Среди знаменитых злодеев хорроров особняком стоит имя Майкл Майерс. Более сорока лет он наводит ужас на городок Хэддонфилд, пытаясь расправиться со своей сестрой, вернуться домой или убивая просто. Вопрос мотивации этого персонажа до сих пор остается открытым. Давайте узнаем, как обыкновенный слэшер прочно связал себя со всеми любимым праздником. Как Джон Карпентер со скромным бюджетом и большим воображением перевернул киноиндустрию. Хэллоуин — это огромная мультивселенная, которая получает новые ответвления, примерно, раз в 10 лет.
Хэллоуин (1978)
Начнём историю с громкого имени — Джон Карпентер. Даже, если вы не знаете, как его зовут, то наверняка видели хотя бы один фильм его авторства: Нечто, Кристина по Стивену Кингу, Побег из Нью-Йорка, Вампиры и многое другое. Но первый, настоящий хит, породивший моду на слэшеры на рубеже 70-х и 80-х, и сделавший его имя знаком качества, был Хэллоуин.
Спасибо можно сказать Ирвину Яблонцу, только начал свою деятельность и решил пойти навстречу молодому киноделу и прокатить его картину под названием «Нападение на 13-й участок». В начале своей карьеры Карпентер не видел себя мастером ужасов, его больше привлекали боевики, фантастика и комедии. Одним из преимуществ работы с Карпентером было то, что он очень «дешёвый» режиссер, а снятые за бесценок фильмы могут приносить солидную прибыль, в сравнении с бюджетом естественно.
Джон Карпентер вместе со своей девушкой Деброй Хилл написали сценарий, Яблонс договорился с кинодеятелем Мустафой Аккадом о финансировании. Новый фильм стоил 300 тысяч долларов, десять из которых шли в карман одному Карпентеру. В титрах он числился ещё и продюсером, автором сценария и композитором. Также у него было одно любопытное условие — Карпентер хотел видеть своё имя перед названием фильма. Невероятная дерзость для начинающего режиссёра.
Переговоры прошли удачно и в 1978 году зрители пойдут в кинотеатры на фильм с громким названием Хэллоуин. Ирвин Яблонс вложил свои силы и финансы в виденье молодого талантливого режиссера Джона Карпентера, которая принесли ему значительную прибыль и место в зале славы хорроров. По сути, он сыграл на бирже, вложив деньги в интеллектуальную собственность, и продав права через несколько лет.
Начинается картина с титров под знаменитую музыку, которую написал сам Джон Карпентер, даже имевший собственную музыкальную группу. Камера медленно приближается к тыкве, всё призвано ввести зрителей в нужное тревожное состояние. Далее фильм идет по стопам своего предтечи, картины «Чёрное Рождество».
Мы следим за домом из глаз убийцы, подростки внутри ничего не подозревают, зрители примеряют на себя очень некомфортную личину, в ушах звучит дыхание маньяка. После этого происходит первое убийство, в ходе которого можно заметить редкое явление для фильм — кровь. В конце открывающей сцены оказывается, что убийца это шестилетний мальчик по имени Майкл Майерс.
Далее действие переносится на 15 лет в будущее. Майкл подрос и теперь ему 21 год. Из-за технического сбоя он сбегает из психиатрической лечебницы с целью вернуться в родной город Хэддонфилд и продолжить своё дело.
Сам внешний вид Майкла Майерса подобран не просто так — незаметный комбинезон, снятый с трупа механика и максимально безликая маска, представляющая собой просто серое лицо. У художника-постановщика Томми Ли Уоллеса было два варианта: более приметная маска клоуна и резиновая голова капитана Кирка в исполнении Уильяма Шетнера из Звездного пути. Выбор пал на капитана Кирка.
Уоллес расширил ей глаза, сбрил брови, подстриг и выкрасил в более бледный цвет. Именно такой простой подход без ярких красок, не выделяющий убийцу в толпе, стал работать на историю намного лучше. В фильме его почти не называют Майклом Майерсом, а в сценарии он и вовсе значился под прозвищем Shape, то есть фигура очертание или призрак
За тенью гонится доктор Сэм Лумис в исполнении Дональда Плейзанса. Он изучал Майкла 15 лет и пришел к выводу, что это злого во плоти и его долг, как врача, не допустить выхода Майерса на свободу. Также в сюжет вступает Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис. Молодая актриса только начинала свой творческий путь и не имела заметного послужного списка.
Итак, Майкл возвращается в город, видит как Лори кладет ключи под коврик его дома, так как ее отец торгует недвижимостью, и начинает следить за ней. Почти весь фильм состоит из того, что Майкл просто стоит: за окном, у изгороди, среди бельевых веревок и просто наблюдает за Лори.
Первое убийство в кадре, не считая открывающей сцены, происходит лишь на 53-й минуте фильма. До этого Карпентер только подогревает саспенс, вводит зрителя в нужное эмоциональное состояние, чтобы потом выплеснуть накопившееся одной сценой.
Финальный сегмент заключается в погоне Майкла за Лори, в ходе которой она успешно отбивается, но продолжает раз за разом выбрасывать нож, веря в смерть злодея. В итоге, Сэм Лумис выпускает в Майкла шесть пуль, но его тело исчезает. Заканчивается фильм на взгляде Лумиса в окно, где мы видим тихий город, коридоры комнаты и слышим дыхание Майкла. Очень сильная точка для культовой картины.
Карпентер хотел, чтобы зритель выходя из кинотеатра по пути к автомобилю оглядывался по сторонам, продолжал бояться Майкла Майерса, который может выскочить из-за угла в любой момент. Картина собрала более 70 миллионов долларов при бюджете в 300 тысяч. Зрители и критики были в восторге, всем нравилось то напряжение, которое создал Карпентер.
Хэллоуин 2 (1981)
Карпентер не хотел продолжение, но Ябланс точно чувствовал, что оно необходимо. От такого успеха нельзя отказываться, потому начал активную разработку сразу после информации о прорывных сборах. Карпентер сперва отнекивался, но все-таки сел за написание сценария все с той же Деброй Хилл.
В 1980 году выходит подражатель серии под названием Пятница 13-е и тоже собирает отличную кассу. Единственный преемник, который смог получить стойкую связь с конкретной датой. Если это не знак для запуска продолжения в работу, что еще им может быть. Популярность праздника заставляет людей возвращаться в кинотеатр каждую осень, где начинаются очередные показы культового слэшера.
Карпентер следил за съёмками фильма, но не мог вернуться в кресло постановщика, так как был слишком занят другими проектами, потому передал бразды правления в руки начинающего режиссёра Рика Розенталя. К сожалению, именно простота постановки станет одной из главных проблем сиквела.
Начинается картина сразу после ранения и последующего исчезновения Майкла Майерса. Лори доставляют в больницу, где работает толпа, не очень профессиональных, медработников. Майкл Майерс в первой части был на втором плане и следил за жертвами издалека, теперь меняется перспектива и его действию уделяется значительно больше времени. Фигура убийцы становится центральной — его чаще называют по имени.
Операторская работа стала легче, без попыток делать интересный ракурсы и длительные сцены. Хэллоуин 2 — это очень простой безопасный сиквел. Делаем, примерно, то же самое, но увеличиваем количество жертв и бюджет. Теперь он стал два с половиной миллиона, что объясняется несколькими взрывами и большим количеством сцен насилия.
Половину фильма Лори лежит в больнице, Лумис не верит в смерть Майкла и бегает по городу, невольно становясь причиной смерти пьяного подростка. Все персонажи начали вести себя весьма необдуманно. Почти весь персонал больницы исчезает, но остатки продолжают разделяться и обследовать её как ни в чем не бывал,о причем никакой информации о поимке убийцы не было.
Фильм отвечает на главный вопрос — зачем Майкл хочет убить Лори? Просто она его сестра, ей было всего два месяца во время убийств Джудит Майерс, после чего её удочерило семейство Строудов. Сиквел ломает основную идею отсутствия мотивации из оригинала.
Первая часть отлично сработала на карьере Карпентера, но застревать в одной истории на долгие годы ему не хотелось. В конце Сэм Лумис жертвует собой и взрывает Майкла Майерса. Маньяк выходит из огня и сгорает прямо на глазах у Лори. Так и закончится путь знаменитого убийцы. Карпентер был уверен в это на сто процентов…
Хэллоуин 3: Сезон ведьм (1982)
Продюсеры решили оставить Майерса в покое и сделать из Хэллоуина подобие хоррор-антологии, в которой каждая часть будет рассказывать про какую-нибудь новую чертовщину, происходящую под Хэллоуин. Шаг в эту сторону был сделан еще в прошлой части с помощью совсем необязательного момента.
Когда показывают больницу, в которой лежит Лори, мы видим как мать ведет туда сына, у которого во рту находится бритва. Эта линия никуда не приведёт, просто отсылка к знаменитой хэллоуиновской страшилки про опасные предметы в угощениях. Примерно таких игр с атмосферой праздника и хотели авторы.
Режиссёром триквела стал тот самый Томми Ли Уоллес, работавший ранее художником-постановщиком. В 1982 году, спустя год после прошлого фильма, в прокат выходит Хэллоуин 3: Время ведьм. На самом деле в детали третьей части можно было бы и не углубляться, достаточно просто пересказать её сюжет, чтобы оценить масштаб трагедии, но кое-что все-таки стоит озвучить.
Титры всё также демонстрирует тыкву, но в этот раз сделанную с помощью компьютера. Действие переносится из Хэддонфилд, штат Иллинойс, в привычную Калифорнию, где и происходили съёмки оригинальной картины.
В больницу к доктору Чэллису, которого сыграл актер Том Аткинс, поступает странный пациент, сжимающий в руках хэллоуиновскую маску и твердящей, что они всех убьют. Его действительно убивает странные молчаливый мужчина в костюме, а потом сжигает себя в машине.
Доктор с дочерью убитого по имени Элли отправляются в городок Санта Мира, о котором писал её отец. В этом странном месте доктор Чэллис и Элли столкнутся с кошмарным заговором корпорации «Silver Shamrock», глава которой хочет принести в жертву древним божествам миллионы детей.
Для этого он украл кусок Стоунхенджа и из него сделал микрочипы, которые под воздействием теле сигнала превращают, находящихся рядом, людей в комки насекомых и змей, которые нападают на окружающих.
Таким образом этот самый магнат хотел вернуть древнему ирландскому аналогу Хэллоуина, под названием Samhain, его историческое значение, включающее в себя жертвоприношение. Вот такой восхитительно глупый мешанины из всех жанров решили продолжить знаменитый слэшер.
Между доктором и Элли, естественно, закручивается Роман. Её похищают и Дэниел, так зовут доктора, спешит на помощь к любимой и миллионам детей которые сидят у экранов в фирменных масках компании «Silver Shamrock» и ждут, когда начнется хэллоуиновское шоу.
Хитростью Дэниел направляет энергию Стоунхенджа в главного злодея. И чем хорош фильм, это финальной сценой — доктор звонит на телестанцию и просит остановить показ шоу. Но один канал все еще вещает и титры… Зритель так и не узнает, получилось ли у Дэниэла спасти детей. Вот такой вышла третья часть — до идиотизма странной и надуманной, но, если честно, развлекающей своим содержанием.
Третья часть взбесила критиков и зрителей. Люди выходили из кинотеатров со словами: «А где же Майкл?». С бюджетом два с половиной миллиона, на остатках энергетики прошлых, уже культовых фильмов, триквел заработал 14 с лишним миллионов. Весьма неплохо, но разгромная критика и низкая выносливость фильмов в прокате убедили авторов отказаться от идеи антологий.
Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса (1988)
Целых шесть лет знаменитый маньяк готовился к путешествию обратно на экраны и лишь в 88-м году выйдет фильм с закономерным громким подзаголовком Возвращение Майкла Майерса. То есть четвертая часть идет сразу после второй. Как вы помните, сиквел происходил в том же 78-м году, то есть в Хэддонфилде прошло 10 лет. Майкл Майерс и Сэм Лумис выжили, но как? Ответ: они чуть не сгорели.
Майерса опять переводят и вскоре он слышит, что у него оказывается есть племянница, которую срочно нужно убить. Дальше все по классике: Майкл едет в Хэддонфилд, Лумис за ним. А где же Лори? Она умерла между фильмами, а её маленькую дочку Джейме удочерила семья Каррузерс.
Вообще, концептуально четвертая часть очень похожа на первые две: Майерс охотится за кем-то, Лумис бегает по всем инстанциям и утверждает, что убийца здесь, но ему никто не верит. Хотя, в этот раз ему верят почти сразу и весь город, помня ужас десятилетней давности, сразу же бросается на поиски маньяка, вооружившись всем, чем можно и убивают подростка с очень плохим чувством юмора.
Второй главной героиней становится сводная сестра Джейми по имени Рейчел, сыгранная Эли Корнелл. Причём, у неё есть еще одна сюжетная линия — любовный треугольник с нерадивым бойфрендом и дочкой шерифа. Видимо, чтобы добавить эмоций и внести дополнительный конфликт, чтобы поведение персонажей не заключалось только в криках при виде Майкла.
В первой версии сценария главные роли должны были играть дети из первой части — Линдси и Томми, но в итоге они лишь имеют небольшой камео, причём Томми Дойла даже по имени не называют. Любовный треугольник очень быстро потеряет большинство своих сторон: изменщик получит кармическое воздаяние, а дочка шерифа будет пригвождена к двери ружьём.
Кстати, сценарий напоминает прошлые фильмы не только потому, что создатели хотели приблизиться к успеху оригинала, а потому, что он писался впритык перед забастовкой сценаристов. Автор должен был сдать готовую историю всего за 11 дней. Для только быстрой работы результат вышел весьма неплохим.
Четвёртый Хэллоуин один из лучших фильмов серии. Он логичен и атмосферно поставлен. За режиссуру теперь отвечает гуру второсортных боевиков и хорроров Дуайт Литтл. Главная претензия к фильму — это Сэм Лумис. Он перестал играть хоть сколько-то важную роль и просто находится рядом с действительно важными героями.
До самой концовки в финале у зрителя должно было закрасться сомнение истинных мотивов Майкла: зачем он пытается добраться до своей сестры или племянницы? Что хотел сказать сценарист? Времени адекватно оформить мысль у него не было. В итоге, Майкла Майерса расстреливает озлобленный шериф с ополчением и он падает в старую шахту.
Дальше зрителей ждёт настоящий шок: мать Рейчел готовит ванну и кто-то на неё нападает. Лумис бежит на крик и видит маленькую Джейми в костюме клоуна с окровавленными ножницами в руке. Кольцо замкнулось, зло нашло новую оболочку. Вся жизнь Лумиса оказалась бессмысленной. Он хотел удержать Майкла от окружающего мира, но зло нельзя просто взять и запереть, оно найдет путь, возможно уже в новом обличье.
Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса (1989)