Мартин Лютер Кинг младший (урожденный Майкл Кинг) вошел в мировую историю как чернокожий общественный деятель, один из ярких лидеров движения в защиту гражданских прав афроамериканцев. На идеях знаменитого религиозного проповедника сегодня держится расовый мир в Америке. Держится он, конечно, не всегда, достаточно вспомнить волнения BLM (Black Lives Matter). Но если бы не этот романтик идеи равенства вне зависимости от цвета кожи, все было бы намного хуже. Что подвигло Мартина встать на этот путь? Как ему удалось достичь перелома в борьбе против расовой дискриминации? Каковы были его убеждения, за которые он заплатил своей жизнью?
Биография
Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия, в благополучной семье. Отец служил пастором баптистской церкви, а мать воспитывала детей. Будущий активист рос в строгой религиозной атмосфере, причем его оберегали от процветавшего вокруг расизма. Но однажды, когда Мартину было шесть лет, мальчик на детской площадке внезапно оборвал с ним дружбу, объяснив, что родители запрещают общаться с Мартином из-за цвета кожи.
Мартин был развит не по годам, учеба в школе давалась ему легко. В 15 лет лицеист Кинг выиграл конкурс ораторов, организованный при поддержке Клуба афроамериканцев в штате Джорджия. Успешно сдав вступительные испытания в Морхауз-колледж для чернокожих студентов, Кинг познакомился с представителями Национальной ассоциации прогресса цветного населения.
Там он узнал, что с расизмом можно вести борьбу, и занимаются ей не только чернокожие, но и белые. Он стал одним из самых активных участников ассоциации.
В 1947 году восемнадцатилетний Кинг решил продолжить дело отца и, на последнем этапе обучения на бакалавра по социологии, был рукоположен как служитель церкви. Кинг считал, что именно религия открывает пути для отклика на «внутреннее побуждение служить человечеству».
После колледжа Мартин отучился в теологической семинарии Кроузера в штате Пенсильвания, закончив бакалавриат по богословию. Когда ему было 25 лет, начал служить пастором в Баптистской церкви в штате Алабама, в городе Монтгомери.
Борьба за гражданские права
В 1955 году Бостонский университет присудил ему степень доктора теологии. Мартином Лютером Кингом двигала вера и идеи равенства и свободы. Используя свои выдающиеся ораторские данные он начал действовать. С рабством в США было покончено в период Гражданской войны 1860-х годов, но на деле расовая дискриминация сохранялась там и в середине двадцатого века.
Долгие годы в Америке, особенно в южных штатах, имели силу законы о сегрегации, неофициально названные «законами Джима Кроу». Сегрегация — принудительное разделение на черных и белых. Прошло почти сто лет после войны между Севером и Югом, а чернокожее меньшинство имело значительно меньше прав, свобод и удобств по сравнению с белым населением.
В 1955 году Мартин Кинг занял пост руководителя общественной организации под названием «Ассоциация улучшения Монтгомери». По местным законам темнокожие пассажиры автобуса не имели права садиться на первых четырех рядах — они отводились исключительно для белых.
Когда темнокожая активистка Роза Паркс отказалась уступить место белому мужчине, она была арестована и оштрафована. Подобных случаев происходило немало — в том же году в автобусах полиция арестовала несколько детей и пять женщин. Арестованные мужчины не поддаются подсчету, но известно, что одного просто застрелил водитель.
У Мартина Лютера Кинга остались свидетельства о дискриминации:
«Хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к чернокожим. Нередко чернокожие платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как чернокожий подходил к задней двери, увозя его плату за проезд… Также чернокожего заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а чернокожих набивалось много, им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было ещё не всё. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, чернокожие должны были встать и уступить им место. Если чернокожий отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев они подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались те, что отказывались подчиниться этому унижению.»
По инициативе Кинга, боровшегося за широкий резонанс при освещении этой проблемы, был организован ненасильственный бойкот автобусного транспорта. Темнокожие отказывались передвигаться на автобусах и добирались до нужного места на своих двоих. Так они призывали к свободе и равенству.
Эта акция получила название «Ходьба во имя свободы», ее участниками стало примерно шесть тысяч человек, а сам протест продлился больше года — 382 дня. Владельцы автобусных компаний несли ощутимые убытки, поскольку чернокожие составляли две трети пассажиров Монтгомери.
Обстановка вокруг бойкота накалилась настолько, что правительство применило «антибойкотный» закон от 1921 года, арестовав около сотни активистов, а расисты подбросили бомбу в дом Кинга. Однако, двадцатого декабря 1956 года Верховный суд США своим постановлением официально отменил сегрегацию в общественном транспорте города Монтгомери.
Все это имело большой резонанс. Мартин Кинг стал фигурой национального масштаба, популярным борцом за гражданские права. В 1957 году он совместно с другими гражданскими активистами основал «Конференцию христианских лидеров Юга». Целью было объединить силы черных церквей для борьбы за гражданские права афроамериканцев.
Президент Соединённых Штатов Джон Кеннеди и ФБР были обеспокоены этим движением, особенно встревожившись из-за слухов о коммунистах в рядах чернокожих активистов. Президент разрешил ФБР прослушивать Кинга и прочих лидеров организации.
В 1957 году Конференцией христианских лидеров Юга было организовало Молитвенное паломничество за свободу. Во время этой демонстрации в американской столице Вашингтоне Кинг впервые обратился к национальной аудитории. Его ораторские данные произвели впечатление. Людей загорались идеей борьбы за гражданские права. Во многих районах США начались марши и бойкоты.
В 1962 году Мартин Лютер стал членом «Движения христиан Алабамы за права человека». Кинг побуждал студентов университетов участвовать в демонстрациях против расовой сегрегации. Полиция давала отпор — митингующих студентов травили служебными собаками. Самого же Кинга нередко арестовывали. Деятельность Кинга и его соратников постепенно стала давать плоды.
В том же году впервые в истории университета штата Миссисипи в него был зачислен темнокожий абитуриент. Подобные случаи начали происходить и в других вузах, в которых ранее дозволялось учиться только белым.
Речь «У меня есть мечта»
Наибольшую известность Мартин Лютер Кинг обрел благодаря «Маршу на Вашингтон» в 1963 году. Эта акция собрала около трех сотен тысяч жителей Америки. Со ступеней мемориала Линкольна Мартин Лютер Кинг произнес знаковую речь, вошедшую в историю под названием «У меня есть мечта». Правозащитник восславлял расовое примирение и объяснял, что цвет кожи человека не важен — важно то, что у него внутри.
Речь-проповедь о светлом будущем была признана одним из лучших образцов мирового ораторского искусства. Обогащенная библейскими парафразами, она отсылала аудиторию также к американской демократической мечте. Вот небольшой отрывок:
«И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте. Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом её принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными». Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами.»
Лидеры акции провели встречу с президентом Кеннеди. В 1964 году наконец был подписан закон «О гражданских правах», запрещающий расовое ущемление прав темнокожих. И в том же году Мартин Лютер Кинг был удостоен Нобелевской премии мира — за борьбу с расовым неравенством методами ненасильственного противодействия и в целом за демократизацию американского общества.
Последние годы жизни
В последние годы жизни он стал бороться с бедностью и выступал против войны во Вьетнаме. Во время выступления в Риверсайдской церкви Нью-Йорка 4 апреля 1967 года, ровно за год до того, как прозвучит роковой выстрел снайпера, Мартин Лютер Кинг произнес речь. Он получила название «После Вьетнама: пришло время прекратить молчать».
Лидер гражданского протеста осудил участие США в войне, а также заявил, что Штатам нужны существенные моральные перемены, связав военное вторжение с экономической несправедливостью. Конгресс США все больше и больше вкладывался в войну, одновременно урезая бюджет программы по борьбе с бедностью.
Кинг был категоричен в этом вопросе: «Страна, которая продолжает год за годом тратить больше денежных сумм на военную обороноспособность, чем на программы социального обеспечения, приближается к духовной смерти».
Его четкая антивоенная позиция побудила политиков-демократов к выдвижению его на президентских выборах 1968 года как конкурента Джонсону. Но Кинг остался в стороне, аргументируя это тем, что чувствует себя неуютно в политике и предпочитает оставаться общественным активистом.
Уникальность Мартина Кинга во многом заключается в том, что всю общественную деятельность он вел как часть своего религиозного служения. В том, что он руководит движением в защиту гражданских прав, он видел продолжение пастырской службы.
Кинг рассказывал об этом в одной из проповедей: «До того, как я стал лидером борьбы за гражданские права, я был проповедником Евангелия. Это мое первое призвание и до сих пор остается моим высочайшим обязательством. Вы знаете, фактически все, что я делаю для защиты гражданских прав, я делаю, потому что рассматриваю это частью своего служения. У меня нет других целей в жизни, кроме достижения совершенства в христианском служении. Я не планирую баллотироваться на какую-либо политическую должность. Я не планирую делать ничего, кроме как оставаться проповедником».
В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он упоминал, что желает лишь исполнить божественную волю. Он часто приводил евангельские цитаты в своих речах. Главным принципом для Кинга была заповедь Иисуса Христа о любви к ближнему, как к самому себе. Кингом часто упоминалась Нагорная проповедь Христа и, преимущественно в ранние годы, концепция «агапэ» — христианской безусловной любви что к брату, что к врагу.
Наследие
Кинг много черпал у христианских пацифистов, таких как Байард Растин и Гленн Смайли. Растин еще в сороковые годы использовал ненасильственные методы в процессе кампании «Путешествия к примирению». Они вдохновили Кинга стратегией ненасильственного сопротивления, и он поклялся никогда не использовать оружие.
Белый активист Харрис Уоффорд, также хорошо знакомый Кингу, наряду со Смайли изучал учение Махатмы Ганди, более того — пропагандировал его среди чернокожих в южных штатах США с начала 1950-х годов. Узнав о Махатме Ганди и его успехах в движении ненасилия, Кинг был восхищен. Он назвал Ганди «одним из людей, которые раскрывают действие духа Божьего».
Кинг ездил в Индию, и после поездки окончательно укрепился в идее ненасильственного сопротивления при отстаивании гражданских прав в Штатах. Об этом свидетельствует отрывок из радиообращения, транслировавшегося в последний вечер его поездки в Индию:
«Побывав в Индии, я как никогда ранее убеждён, что метод ненасильственного сопротивления является самым мощным оружием угнетённого народа в своей борьбе за справедливость и человеческое достоинство».
Ганди был упомянут Кингом и при получении Нобелевской премии, в качестве человека, который «боролся только оружием истины, силой духа, ненасилием и мужеством». Концепция ненасильственного сопротивления Кинга сложилась также под влиянием эссе Генри Торо «О гражданском неповиновении» и трудов богословов-протестантов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха.
Во главе Конференции христианских лидеров Юга Кинг отказывался публично поддерживать какую-либо политическую партию или ее кандидата: «Я чувствую, что нужно оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих партиях и быть их совестью, а не их слугой или господином».
В том, что касается установления расового равенства, Кинг был недоволен деятельностью обеих партий:
«На самом деле, чернокожего предали как в Республиканской партии, так и в Демократической. Демократы предали его, капитулируя перед прихотями и капризами южных диксикратов. Республиканцы предали его, капитулируя перед вопиющим лицемерием северных правых реакционеров-республиканцев. И эта коалиция южных диксикратов и северных правых реакционеров-республиканцев заваливает каждый законопроект и каждый шаг к либеральному законодательству в области гражданских прав.»
Кинг симпатизировал социалистическим идеалам, но он не заявлял об этом публично из-за неприятия Штатами коммунизма. В то время социализм прочно ассоциировался с советским строем. Но Кинг был уверен, что капитализм неспособен удовлетворить базовые потребности многих американцев, особенно — в афроамериканском сообществе.
Убийство Мартина Лютера Кинга
К сожалению, ему не суждено было дожить до старости. Зимой 1968 года в городе Мемфисе штата Теннесси назревала забастовка афроамериканских мусорщиков. Работникам не выплачивали заработную плату, а отношение руководства походило на сегрегацию: белые рабочие пользовались рядом привилегий и в плохую погоду могли не выходить на смену, в отличие от темнокожих, которых выводили собирать мусор и в дождь, и в снег.
Люди обратились за помощью к Мартину Кингу. Откликнувшись, он вылетел в Теннесси. Правда рейс пришлось менять из за угрозы взрыва. Кинг возглавил шеститысячный марш протеста в поддержку бастующих рабочих. Выступая в Мемфисе, он говорил: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас — все мы, весь народ увидит эту Землю».
На следующий вечер 4 апреля 1968 года, в 18 часов 01 минуту, стоя на балконе номера отеля в Мемфисе, он получил огнестрельное ранение. Пуля снайпера попала в челюсть. Спустя час гражданский активист и христианский проповедник Мартин Лютер Кинг скончался в госпитале. Травмы, полученные после выстрела снайпера, были несовместимы с жизнью.
Обвинённый в убийстве Джеймс Эрл Рей был осужден на 99 лет тюремного заключения и умер в тюрьме через 28 лет. Трагедия вызвала широкий резонанс, чернокожее население взбунтовалось в более чем сотне городов.
Всего в нескольких кварталах от Белого дома горели здания, а на лужайках вокруг и на балконах Капитолия разместились пулеметчики. В Штатах погибло 48 человек, 2500 были ранены. 70 тысяч солдат были отправлены на подавление беспорядков.
Убийство Кинга для многих в Америке значило, что система неисправима. Тысячи людей усомнились в ненасильственном сопротивлении. Официальная версия сообщала об убийце-одиночке, но убедительных улик, свидетельствующих о его причастности к покушению, не нашлось. Неизвестно даже, из какого оружия был произведен выстрел.
Распространена версия вдовы Мартина Лютера Кинга о том, что он пал жертвой заговора. Величайшему борцу за равноправие чернокожих в Америке было всего 39 лет… По просьбе вдовы во время проведения траурной службы была воспроизведена аудиозапись его последней проповеди в Баптистской церкви Эбенизер зимой 1968 года.
В ней Кинг просил в случае его смерти на церемонии не говорить о его наградах, но обязательно упомянуть, что он пытался «накормить голодных, одеть раздетых, быть справедливым в вопросе войны и служить человечеству».
Его вдова Коретта Скотт Кинг продолжила дело своего супруга. Она основала Центр Кинга в Атланте, сохраняющий его наследие и продолжающий работу по поддержке ненасильственного разрешения конфликтов. В ближайшие же дни после убийства Мартина Конгресс США принял Закон о гражданских правах.
Была запрещена дискриминация при заключении всех жилищных сделок по расовому, национальному и религиозному признаку. Улучшение ситуации с гражданскими правами чернокожих в Америке стало основным наследием Кинга. На международной арене его достояние включает в себя влияние на борьбу с режимом апартеида, то есть сегрегации, в Южной Африке.
В мировое наследие общественной мысли входят лекции и речи Кинга, обращение «Письмо из бирмингемской тюрьмы» и его книги: «Шаг к свободе: история Монтгомери», «Мерило человека» с проповедями, а также «Что есть человек?» и «Величина полной жизни».
Официальная Америка вдруг признала его великим гражданином. Он был посмертно награжден Золотой медалью Конгресса США и стал первым темнокожим в Соединенных Штатах, чей бюст установлен в Большой ротонде вашингтонского Капитолия.
Именем Мартина Лютера Кинга названы сотни улиц в Соединенных Штатах и округ штата Вашингтон. Во многих американских городах и штатах был установлен праздник — День Мартина Лютера Кинга, в 1986 году получивший статус федерального. Отмечается он каждый третий понедельник января. Епископальной церковью США и Евангелической лютеранской церковью Америки Мартин Кинг почитается как мученик.
В 1977 году Кингу посмертно присвоили Президентскую медаль Свободы. Президент Джимми Картер на специальной церемонии назвал Мартина Лютера Кинга совестью своего поколения: » Из боли и истощения от своей борьбы за выполнение обещаний наших отцов-основателей для наших смиреннейших граждан он вытащил красноречивое заявление о своей мечте для Америки».
Мартин Кинг стал первым по значимости защитником прав чернокожих в США. Он посвятил труду на благо общества всю свою жизнь, действовал ненасильственными методами, часто перемещался с места на место и благодаря непревзойденному ораторскому мастерству убеждал людей бороться за свои за права, данные любому человеку от рождения. Как говорил он сам: «Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».