Doom — это популярная серия видеоигр в жанре шутеров от первого лица, разработанная компанией id Software. Первая игра в серии была выпущена в 1993 году и стала одной из самых влиятельных и успешных игр в истории.
Со временем было выпущено множество продолжений и ремейков, включая такие игры, как Doom II: Hell on Earth (1994), Doom 3 (2004), Doom (2016), и Doom Eternal (2020). Эти игры продолжали развивать оригинальные идеи и внедрять новые технологии и механику.
Doom (1993)
Doom — это культовая видеоигра в жанре шутеров от первого лица, разработанная компанией id Software и выпущенная 10 декабря 1993 года. Эта игра оказала огромное влияние на развитие индустрии видеоигр и стала одной из самых значимых и известных игр всех времен.
Сюжет
Действие игры происходит в недалеком будущем на двух марсианских лунных базах — Фобосе и Деймосе, принадлежащих Союзной Аэрокосмической Корпорации (UAC, англ. Union Aerospace Corporation). Главный герой — безымянный космический пехотинец, часто называемый Doomguy. Он был отправлен на Марс в качестве наказания за отказ выполнить приказ своего начальника по атаке на мирных жителей.
Начало кошмара
Научные эксперименты UAC с телепортацией на базах Фобоса и Деймоса пошли не по плану. Эксперименты открыли врата в ад, выпуская на свободу орды демонов и других адских существ. Вскоре контакт с базами был утерян, и команды морских пехотинцев, включая главного героя, были направлены на Фобос для выяснения причин. Оказавшись на базе, герой обнаруживает, что он остался единственным выжившим. Все его товарищи были убиты или превращены в зомби.
Борьба за выживание
Игрок начинает свой путь с базы Фобоса, пробиваясь через орды демонов и зомби, пытаясь найти путь к спасению. По мере продвижения герой находит оружие, боеприпасы и броню, которые помогают ему в борьбе с монстрами. Исследуя темные и лабиринтоподобные коридоры базы, он сталкивается с различными видами врагов, включая Импов, Какодемонов, Баронов Ада и других.
Путь через ад
После прохождения через множество уровней на Фобосе, герой оказывается на Деймосе. Ситуация на второй базе оказывается еще хуже, так как она была частично телепортирована в ад. Игрок продолжает свой путь через адские пейзажи, борясь с еще более опасными врагами и решая сложные головоломки.
Концовка
В конечном итоге герой добирается до финальной области на Деймосе, где сталкивается с Иконой Греха (Icon of Sin) — мощным демоном, который управляет вторжением. После ожесточенной битвы пехотинец побеждает демона и закрывает врата в ад, остановив вторжение. Однако, возвращаясь на Землю, герой узнает, что демоническое вторжение распространилось и на его родную планету, оставляя намек на продолжение истории.
Doom — это не просто игра, а легенда, задавшая стандарты для целого жанра. Ее сюжет, несмотря на кажущуюся простоту, наполнен атмосферой ужаса и героизма, а уникальный геймплей и новаторские технологии сделали Doom одной из самых влиятельных игр в истории.
Разработка игры
Разработка игры компанией id Software была отмечена инновационным подходом, передовыми технологиями и креативным мышлением команды разработчиков. Этот процесс не только привел к созданию культовой игры, но и оставил значительный след в индустрии видеоигр.
Команда разработчиков
Разработкой игры Doom занималась небольшая, но талантливая команда id Software:
- Джон Кармак (John Carmack) — ведущий программист, ответственный за создание игрового движка и разработку технологий рендеринга.
- Джон Ромеро (John Romero) — геймдизайнер и программист, участвовавший в создании уровней и общей концепции игры.
- Том Холл (Tom Hall) — дизайнер уровней и сценарист, который разработал первоначальную концепцию сюжета и игровые локации.
- Сэнди Петерсен (Sandy Petersen) — дизайнер уровней, который присоединился к проекту на позднем этапе и внес значительный вклад в создание карт.
- Эдриан Кармак (Adrian Carmack) — художник, ответственный за визуальное оформление игры.
Концепция и начальные идеи
Изначально проект назывался «Green and Pissed» и представлял собой концепцию о космическом пехотинце, сражающемся с демонами. Вдохновение для игры разработчики черпали из фильмов ужасов, научной фантастики и настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Основной акцент был сделан на быстром, интенсивном геймплее с элементами хоррора.
Технологические новшества
Одним из ключевых аспектов Doom стал его игровой движок, разработанный Джоном Кармаком. Этот движок включал в себя несколько инновационных технологий:
- Псевдо-3D рендеринг: Движок использовал технику, известную как «2.5D», позволяя создавать трехмерные уровни с использованием двумерных спрайтов для персонажей и объектов.
- Освещение и текстурирование: Doom включал динамическое освещение и текстуры, что создавало более реалистичную и погружающую атмосферу.
- Сетевой мультиплеер: Игра поддерживала режим сетевой игры, включая кооперативный режим и deathmatch, что стало революционным для своего времени.
Дизайн уровней
Создание уровней для Doom было сложным и творческим процессом. Уровни были лабиринтоподобными, с множеством секретов, альтернативных путей и сложных головоломок. Том Холл разработал «Doom Bible» — документ, описывающий сюжет и структуру игры, но многие его идеи были изменены или отложены в процессе разработки.
Музыка и звук
Звуковое оформление и музыка для игры были созданы Бобби Принсом (Bobby Prince). Музыка включала в себя тяжелые гитарные риффы, вдохновленные рок- и метал-группами, что подчеркивало интенсивность геймплея. Звуковые эффекты также играли важную роль, создавая атмосферу страха и напряжения.
Релиз и влияние
Doom был выпущен 10 декабря 1993 года и мгновенно стал сенсацией. Игра была распространена через систему shareware, что позволило игрокам бесплатно скачать первую часть и купить полную версию, если она им понравилась. Doom не только получил высокие оценки критиков и игроков, но и оказал огромное влияние на индустрию, задав стандарты для будущих шутеров от первого лица и поспособствовал развитию многопользовательских режимов игры.
Разработка Doom была сложным, но вдохновляющим процессом, который привел к созданию одного из самых культовых проектов в истории видеоигр. Игра не только продемонстрировала технологические новшества, но и предложила уникальный геймплей и атмосферу, которые продолжают вдохновлять разработчиков и игроков по сей день.
Игровой процесс
Игровой процесс Doom известен своим быстрым темпом, интенсивными боями и инновационным дизайном уровней. Рассмотрим основные аспекты игрового процесса, которые сделали Doom революционной игрой.
Основные элементы геймплея
Персонаж и управление:
- Игрок управляет космическим пехотинцем, известным как «Doomguy».
- Вид от первого лица создает эффект полного погружения.
- Управление осуществляется с помощью клавиатуры и мыши, позволяя игроку свободно перемещаться по уровням и точно прицеливаться.
Оружие и боеприпасы:
- В арсенале игрока различные виды оружия: пистолет, дробовик, пулемет, ракетница, плазменная винтовка и BFG9000.
- Боеприпасы для каждого оружия ограничены, поэтому игроку нужно тщательно планировать использование ресурсов.
- Оружие можно найти на уровнях или получить, побеждая врагов.
Враги:
- Игрок сталкивается с разнообразными противниками, от зомби и Импов до более опасных врагов, таких как Какодемоны и Бароны ада.
- Каждый тип врага имеет свои особенности и тактики, требующие разных подходов к сражению.
Уровни и дизайн:
- Уровни в Doom отличаются сложной структурой и множеством секретов.
- Игрок исследует коридоры, комнаты и открытые пространства, решая головоломки и находя ключи для доступа к новым областям.
- Дизайн уровней включает скрытые комнаты и бонусы, что поощряет тщательное исследование.
Здоровье и броня:
- Игрок начинает с ограниченным количеством здоровья и может находить аптечки, чтобы восстанавливать его.
- Броня также помогает уменьшить получаемый урон и может быть найдена на уровнях.
Секреты и бонусы:
- В игре множество секретных областей, которые могут содержать оружие, боеприпасы или бонусы.
- Исследование и нахождение секретов добавляет дополнительный уровень глубины и удовлетворения от игры.
Кооперативный и многопользовательский режимы:
- Doom поддерживает кооперативный режим, где несколько игроков могут проходить уровни вместе.
- Режим «Deathmatch» позволяет игрокам сражаться друг с другом, что стало новаторским для своего времени и заложило основу для многопользовательских шутеров.
Игра и атмосфера
Графика и звук:
- Несмотря на ограниченные технические возможности, графика Doom была революционной для своего времени.
- Атмосферная музыка и звуковые эффекты, созданные Бобби Принсом, усиливают ощущение ужаса и напряжения.
Темп и динамика:
- Быстрый темп игры и необходимость постоянно двигаться и стрелять делают геймплей напряженным и захватывающим.
- Отсутствие возможности прицеливания вниз и вверх (ограничения 2.5D рендеринга) делает игру простой, но не менее интересной.
Игровой процесс Doom сочетает в себе простоту управления, интенсивные боевые действия и сложный дизайн уровней, что создало уникальный и увлекательный игровой опыт. Эти элементы сделали Doom одной из самых влиятельных игр в жанре шутеров от первого лица, оказав значительное влияние на последующие игры и развитие игровой индустрии в целом.
Отзывы и критика
Doom от id Software получил широкое признание и восторженные отзывы критиков и игроков, став одной из самых влиятельных игр в истории видеоигр. Его инновационные технологии, захватывающий геймплей и уникальная атмосфера сделали «Doom» настоящим феноменом. Рассмотрим основные аспекты отзывов и критики, связанных с игрой.
Положительные отзывы
Инновационный геймплей:
- Быстрый темп и динамика: Doom отличался быстрым, напряженным геймплеем, который удерживал игроков в постоянном напряжении. Критики и игроки отмечали, что игра предлагала захватывающий опыт, полный экшена и адреналина.
- Дизайн уровней: Комплексные, лабиринтоподобные уровни с множеством секретов и альтернативных путей получили высокие оценки за свою сложность и реиграбельность.
Технологические новшества:
- Графика и рендеринг: Игра использовала псевдо-3D рендеринг, что было революционным для своего времени. Критики высоко оценили графику и визуальные эффекты, которые создавали атмосферу страха и напряжения.
- Сетевой мультиплеер: Возможность играть в кооперативном режиме и участвовать в deathmatch боях стала новаторской функцией, которая значительно увеличила реиграбельность и популярность игры.
Атмосфера и звук:
- Музыка и звуковые эффекты: Саундтрек, созданный Бобби Принсом, и звуковые эффекты получили высокую оценку за их вклад в создание мрачной и захватывающей атмосферы.
Влияние на индустрию:
- Стандарт для шутеров: Doom установил новые стандарты для жанра шутеров от первого лица и оказал огромное влияние на последующие игры. Критики отмечали, что Doom изменил восприятие и ожидания от шутеров.
Отрицательные отзывы
Насилие:
- Графическое насилие: Некоторые критики и родители выражали обеспокоенность по поводу высокого уровня насилия и кровавых сцен в игре. Это привело к дискуссиям о влиянии видеоигр на молодёжь и необходимости введения возрастных рейтингов.
- Оккультная тематика: Тематика игры, связанная с демонами и адом, также вызвала споры и негативную реакцию среди определённых групп.
Головоломки и сложность:
- Сложность уровней: Некоторые игроки считали, что уровни могут быть слишком сложными и запутанными, особенно для новых игроков. Это могло привести к фрустрации и негативному опыту.
Технические ограничения:
Графические ограничения: Несмотря на новаторские технологии, графика Doom была ограничена возможностями того времени. Некоторые критики указывали на недостаток вертикального прицеливания и простоту спрайтов по сравнению с современными 3D моделями.
В целом, Doom получил преимущественно положительные отзывы и стал знаковым проектом в истории видеоигр. Игра была высоко оценена за её инновационный геймплей, технологические достижения и атмосферу. Несмотря на критику по поводу уровня насилия и некоторых аспектов сложности, Doom оставил неизгладимый след в игровой индустрии и продолжает быть одной из самых влиятельных и уважаемых игр всех времен.
Заключение
Doom является одной из самых значимых игр в истории видеоигр. Ее разработка стала вехой, обозначившей новый стандарт для жанра шутеров от первого лица. Игра сочетала в себе инновационные технологии, динамичный и захватывающий геймплей, а также уникальную атмосферу, что сделало ее культовой и оказало огромное влияние на игровую индустрию.
Несмотря на некоторую критику, связанную с высоким уровнем насилия и сложностью уровней, Doom остается одной из самых влиятельных и уважаемых игр. Она продолжает вдохновлять новые поколения геймеров и разработчиков, подтверждая свой статус легенды в мире видеоигр.
В заключение, Doom не только оставил неизгладимый след в истории видеоигр, но и заложил фундамент для будущего жанра шутеров от первого лица, обеспечив себе место в пантеоне величайших игр всех времен.
Фильм Doom (2005)
Фильм Doom (2005) — это научно-фантастический боевик, основанный на одноимённой серии видеоигр, разработанных компанией id Software.
- Режиссёр: Анджей Бартковяк
- Сценарий: Дэвид Каллахан и Уэссли Стрик
- Продюсеры: Лоренцо ди Бонавентура, Джон Уэллс
- В ролях: Дуэйн Джонсон, Карл Урбан, Розамунд Пайк, Декстер Флетчер, Бен Дэниелс и другие.
Сюжет
Сюжет фильма разворачивается в 2046 году на исследовательской базе в Марсианской колонии, где происходит авария, вызванная неизвестным вирусом. Группа космических морпехов, возглавляемая сержантом Эшером Махониным (Дуэйн Джонсон) и Джоном Гриммом (Карл Урбан), отправляется на базу для расследования и ликвидации угрозы. Они сталкиваются с генетически изменёнными существами, которые когда-то были людьми.
Отличия от видеоигр
Хотя фильм и вдохновлён видеоиграми, он имеет значительные отличия в сюжете и некоторых деталях. Например:
- Видеоигра больше сосредоточена на адском измерении и демонах, в то время как фильм делает акцент на генетических экспериментах.
- Один из наиболее заметных моментов фильма — это сцена, снятая от первого лица, как дань уважения игровому процессу.
Критика и восприятие
Фильм получил смешанные и в основном отрицательные отзывы критиков. Его критиковали за слабый сюжет, недостаток инноваций и отклонение от первоисточника. Тем не менее, некоторые поклонники видеоигр оценили попытку перенести атмосферу и элементы игры на экран.
Бюджет и кассовые сборы
- Бюджет: Около $60 млн.
- Кассовые сборы: Около $56 млн. по всему миру, что сделало его коммерчески неудачным.
Фильм Doom представляет собой интересный, хотя и несовершенный, пример адаптации видеоигры на большой экран.
Doom: Аннигиляция (2019)
Doom: Аннигиляция (Doom: Annihilation) — это научно-фантастический боевик и ужастик, являющийся очередной экранизацией популярной серии видеоигр Doom. Фильм вышел в 2019 году и представляет собой отдельную историю, не связанную с фильмом 2005 года.
- Режиссёр и сценарист: Тони Джильо
- Продюсер: Лоренцо ди Бонавентура
- В ролях: Эми Мэнсон, Доминик Маффэм, Люк Аллен-Гейл, Нина Бергман и другие.
Сюжет
Сюжет фильма разворачивается на Марсе в недалеком будущем. Группа космических пехотинцев прибывает на марсианскую базу, с которой послали сигнал бедствия. Они обнаруживают, что ученые на базе проводили эксперименты с телепортацией и случайно открыли врата в ад, выпустив демонических существ. Пехотинцы, возглавляемые лейтенантом Джоан Дарк (Эми Мэнсон), должны сражаться с ордами демонов, чтобы выжить и предотвратить распространение угрозы на Землю.
Отличия от предыдущих фильмов и видеоигр
Doom: Аннигиляция более близок к сюжетам оригинальных видеоигр, особенно в аспекте демонических существ и элементов ада. Некоторые ключевые отличия включают:
- В фильме больше акцентируется внимание на аспектах научной фантастики и ужаса.
- Персонажи и сюжет не связаны с фильмом 2005 года, предлагая новую интерпретацию истории Doom.
Критика и восприятие
Фильм получил в основном негативные отзывы как от критиков, так и от поклонников видеоигр. Основные претензии включают слабый сценарий, посредственную актерскую игру и недостаток инноваций. Многие считали, что фильм не смог передать атмосферу и интенсивность видеоигр.
Выпуск и кассовые сборы
Doom: Аннигиляция вышел напрямую на цифровые платформы и DVD, минуя кинотеатральный прокат. Это решение, вероятно, связано с низкими ожиданиями от кассовых сборов и бюджетом фильма.
Doom: Annihilation — это попытка ещё раз перенести мир видеоигр Doom на экран. Несмотря на негативные отзывы, фильм может быть интересен тем, кто увлекается франшизой и научной фантастикой в целом.