Модник, отступник от правил, придворный затейник и провидец. Скорее всего, такого Леонардо да Винчи вы еще не знали. На рубеже 15-16-го веков он удивлял публику не только невероятным уровнем живописи, но и участием в неоднозначных для христианского мира скандалах. Несмотря ни на что еще при жизни да Винчи был признан великим мастером и вознесен до высшего света. Как незаконнорожденный Леонардо добился таких успехов? Почему человека, от которого осталось всего около двух десятков картин, поставили в ряды гениев? Правда ли, что да Винчи изобрел танк? И что случилось с его останками?
Ученик превзошел учителя
Леонардо появился на свет в деревушке Анкиано, неподалеку от итальянского городка Винчи, в 1452-м году. Рожденный вне брака сын крестьянки и потомственного нотариуса не мог надеяться на хорошее образование, а также на дело и наследство отца. Вопреки стереотипам, состоятельный родитель не бросил мальчика и забрал 5-летнего сына с собой во Флоренцию — интеллектуальный центр тогдашней Италии.
Хотя отец знал, что Леонардо не имеет права учиться на юриста, он все-таки дал ребенку базовое образование. Только вот уроки чтения, письма и арифметики давались мальчику с трудом. Он то и дело отвлекался. В будущем сам да Винчи называл себя учеником опыта. Он вспоминал, как в детстве во время прогулок подолгу наблюдал за полетом птиц и изучал окаменелости древнего кита в пещере, а после зарисовывал все, что его поражало.
Когда Леонардо было 14, отец показал рисунки сына своему клиенту — известному художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо. В его мастерскую, кстати, поступали заказы от самого правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Высоко оценив способности мальчика, Верроккьо согласился взять Леонардо к себе в помощники, обучить ювелирному делу, ваянию скульптур и художественному мастерству. Ученик быстро схватывал наставления учителя и вскоре стал одним из полноценных работников его мастерской.
Когда Леонардо было уже за 20, Верроккьо дал ему закончить элементы картины «Крещение Христа». По легенде, ангел и фоновый пейзаж ученика настолько превзошли работу мастера, что с тех пор Верроккьо не брал в руки кисть. Примерно в этот же период да Винчи совершил переворот в живописи. Работая над своим новым полотном «Благовещение», он понял, что объем картине придает не только перспектива, но и нечеткие контуры объектов на фоне, а также плавные тональные переходы.
Свою технику Леонардо назвал сфумато. Леонардо да Винчи умел мастерски работать не только с краской на холсте. Что важнее, он понимал, как при помощи правильно расставленных акцентов поймать внимание зрителя. Поэтому даже спустя 5 веков его произведения приковывают к себе тысячи взглядов. Привлечение внимания к нужным деталям, красота и гармония — все это важно не только в изобразительном искусстве, но и в различных сферах деятельности. К 24-м годам да Винчи уже был известен во Флоренции. Правда, народ говорил не только о его художественных достижениях.
Леонардо да Винчи в большом городе
В 1476-м году художник оказался в центре скандала. Причиной стал донос от анонима местной полиции нравов. В нем да Винчи и троих его приятелей обвиняли в содомии. Молодых людей заключили под стражу и угрожали сожжением на костре. Только вот за 2 месяца никаких доказательств преступления так и не нашлось, и юношей освободили.
Существует легенда якобы дело просто замяли, потому что среди заключенных оказался представитель семейства Медичи. Несмотря на отсутствие доказательств слухи об ориентации Леонардо дошли до наших дней. Почвой для них служит сохранившийся донос и многочисленные заметки да Винчи о его учениках. В своих записях художник фиксировал баснословные суммы, которые тратил на роскошные одежды для любимца Салаи. А еще дивился, что улыбка нового фаворита Мельци заставляет забыть обо всем.
Кстати говоря, немало денег и внимания да Винчи уделял и собственному внешнему виду. Это сейчас мы представляем его седовласым старцем в бесформенной одежде, а в 16-м веке Леонардо, похоже, был настоящим денди. — Приятный господин, хорошо сложенный, грациозный, привлекательный на вид. Он носил розовую накидку, доходившую ему до колен, тогда как в ту эпоху носили длинные одежды.
Гений не на продажу
В том же 1476-м Леонардо ушел от Верроккьо и открыл свою мастерскую. Похоже, история с доносом все-таки серьезно подмочила его репутацию. В последующие полдесятка лет к да Винчи пришло всего 5 заказов. И лишь 3 из них он выполнил до конца. Леонардо никогда не спешил с написанием картин. Возможно, по этой причине сегодня всего около 20-и произведений признаны написанными рукой гения.
По воспоминаниям современников, хотя художник работал от заката до рассвета, большую часть времени он неподвижно смотрел на полотно с кистью в руках. О Леонардо да Винчи еще при жизни стали говорить как о необязательном человеке, который никогда не заканчивает работу вовремя. Историки верят, будто бы по этой причине да Винчи даже не пригласили украшать Сикстинскую капеллу в Ватикане вместе с другими выдающимися мастерами.
Судя по всему, обида и проблемы с имиджем натолкнули Леонардо на кардинальные перемены. Тогда он составил так называемое резюме, в котором описал себя в первую очередь как военного инженера, архитектора и конструктора. И только в конце упомянул об умении ваять скульптуры и писать картины. У тактики была особая цель. Правители с охотой тратили деньги на разработку военных технологий. Учитывая это, да Винчи отправил самопрезентацию в замок миланского правителя Людовико Сфорца. Шалость удалась, и следующие добрых 17 лет Леонардо жил и работал у герцога.
Инженер будущего
Как ни странно, немалую часть времени на службе у Сфорца да Винчи занимался организацией праздников — пиров, театрализованных представлений и свадеб. На его плечи легло и написание сценариев, и разработка спецэффектов, включая пиротехнические, и изобретение хитроумных механизмов для использования в шоу.
Впрочем наняли его не только для развлечения публики, но похоже в области военной инженерии да Винчи ожидал провал. Большинство его странных и временами жутких проектов остались лишь на бумаге. Хотя по мнению некоторых, истинная причина этого была в том, что сложные конструкции мастера предвосхищали технический прогресс. Еще 500 лет назад Леонардо описывал первый танк.
Я умею мастерить повозки, крытые железом — безопасные, надежные и неприступные, оснащенные пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага.
Правда, идея не реализовалась из-за нерешенного вопроса — кто же будет приводить конструкцию в движение. Да Винчи задумывал создать и пулемет, хотя в его представлении он был больше похож на многоствольное орудие залпового огня. Благодаря вращающейся платформе он мог бы уничтожить большое количество солдат противника, если бы, конечно, имел возможность перезарядки.
Наиболее пугающе, пожалуй, выглядит колесница коса — повозка лошадей, у которой спереди и сзади устанавливались бы огромные вращающиеся серпы. Эта идея по неизвестным причинам также осталась нереализованной. Зато в таком причудливом костюме итальянские солдаты вполне могли бы атаковать вражеские корабли, находясь прямо под водой.
Предполагалось, что первые водолазы дышали бы воздухом из резервуаров или через специальные трубки, выходящие на поверхность. Проверить инновационную концепцию на практике не удалось из-за отсутствия угрозы с моря. Похоже, что единственной реализованной еще при жизни автора военной разработкой стал колесцовый ружейный замок.
Именно Леонардо придумал поджигать порох в пистолете не фитилем и открытым огнем, который солдатам еще нужно было как-то добыть, а искрой, создаваемой в самом орудии при помощи зажатого кремня. В течение следующих двух веков эта механика будет основной для оружия всех европейских армий. Леонардо разработал прообраз и первого самолета, который он назвал орнитоптером.
По задумке, для поднятия в воздух пилоту нужны птицеподобные крылья. В длину они могли доходить до 12-и метров. По расчетам мастера такая конструкция могла весить больше сорока килограммов. Правда, для строительства рабочей модели в то время не хватало достаточно легких и прочных материалов. Тогда Леонардо придумал воздушный винт. Предполагалось, что раскручивать его лопасть радиусом около 5-и метров будут крепкие мужчины.
В начале 2000-х концепцию орнитоптера проверила британская чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Хотя, как признается испытательница, управлять аппаратом было невозможно, ей все-таки удалось подняться на высоту в 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. А вот испытать вертолет да Винчи не получится никогда.
Сегодня ученые знают, что силы четырех мужчин просто не хватит для создания необходимой для взлета тяги. К счастью для нас, хотел того Леонардо или нет, на службе у Сфорца в Милане ему все-таки приходилось заниматься изобразительным искусством. Правда, за его гением стоят и неудачи, и совершенно жуткие подробности.
Что скрывал гений? Работа насухую
Примерно в 1495-м году Сфорца предложил да Винчи поработать над фреской «Тайная вечеря». на одной из стен в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. По правилам, Леонардо нужно было успеть нанести пигмент на сырую штукатурку до того, как она высохнет. Но как мы помним, спешка — не его конек. Не желая принимать условия, которые диктовал ему материал, гениальный художник разработал собственный состав красок и писал по сухой поверхности целых 3 года.
Эксперимент привел к печальным последствиям. Уже через 20 лет роспись поблекла и стала разрушаться. Наводнение, неудачные реставрации и бомбежки времен 2-й мировой еще больше навредили работе. Несмотря на это живописное полотно до сих пор считается одним из лучших творений художника. А отсылки к нему встречаются как в современном изобразительном искусстве, так и в кино.
Разносторонний подход
Чтобы добиться правдоподобия, живописцы и теоретики искусства издавна полагались на связь природы с математическими принципами. Наибольшую популярность получила концепция древнеримского архитектора Витрувия. Он утверждал, что идеальные пропорции заложены природой в самом строении человека.
Например, длина раскинутых рук равна росту, а расстояние от пояса до ступней относится к расстоянию от пояса до макушки так же, как и весь рост относится к длине от пояса до ступней. Изобразить закономерность пытались многие художники. Но только да Винчи удалось передать идею витрувианского человека наглядно. Впервые рисунок появился в трактате «Божественная пропорция». над которым художник работал вместе с крупнейшим математиком своего времени Лукой Пачоли.
Именно да Винчи и Пачоли назвали гармонию пропорций «золотым сечением». Свои познания Леонардо использовал в живописи. Но одних теоретических изысканий мастеру было мало. Чтобы понять о строении тела и работе мышц все, он исследовал трупы умерших преступников и животных.
За всю жизнь Леонардо провел около 30-и вскрытий. После каждого из них он составлял подробное описание костей, сосудов и органов в своих рукописях. Глубокие знания о строении мимики лица помогли да Винчи в будущем воплотить его главный шедевр.
Улыбка Моны Лизы
После захвата Милана французами Леонардо сменил несколько городов. Свое известнейшее произведение Мона Лиза он создавал уже во Флоренции. Да Винчи работал над картиной больше 15-и лет — вплоть до самой смерти. Это обстоятельство, мастерски проработанная улыбка и фирменное сфумато сделали портрет настолько загадочным, что долгое время исследователи пытались разгадать тайну Джоконды.
Предполагали, что образ был написан с неизвестной герцогини, куртизанки, матери Леонардо или его ученика фаворита. Кроме того, существовало мнение, будто бы художник и вовсе изобразил на картине самого себя в женском образе. Уже в нулевых публику взбудоражил роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи», герои которого пытались расшифровать множество мистических символов, будто бы скрытых в «Моне Лизе» ее автором. Масло в огонь подливают и реальные записи самого художника, которые он писал особенным шрифтом. Так скрывал ли что-то да Винчи на самом деле?
Раскрыть гения
Ученые не смогли ответить на все вопросы о творениях мудреца. Однако некоторые конспирологические теории со временем все-таки рассыпались. Хотя Леонардо мог писать обеими руками, с самого детства он был именно левшой. Судя по всему, он специально учился писать слева направо, меняя направление букв, чтобы не задевать чернила ладонью и не пачкать бумагу.
Эта рекомендация зафиксирована в одном из учебников каллиграфии 15-го века. Чтобы прочитать подобные записи, достаточно просто поднести к ним зеркало. Правую же руку да Винчи освоил в мастерской у Верроккьо, который считал, что настоящий художник может работать только так. С тех пор да Винчи постоянно использовал обе руки.
А что насчет «Моны Лизы»? С кого на самом деле была написана загадочная «Джоконда»? Эта тайна окончательно открылась в 2005-м году. Немецкие ученые установили, что заказчиком да Винчи был торговец Франческо дель Джокондо, который попросил написать портрет своей жены по имени Лиза Герардини. Эти подробности описал в своих заметках чиновник, живший в одно время с Леонардо.
Правда, почему за последующие годы мастер так и не отдал хозяину работу — все еще неясно. В 1516-м году французский король Франциск Первый предложил знаменитому Леонардо звание королевского художника, инженера и архитектора с достойным вознаграждением. Да Винчи не смог отказаться от предложения, навсегда покинул Италию и поселился в замке Кло-Люсе — неподалеку от короля.
Во Франции он снова преуспевал в организации торжеств и занимался проектами по изменению русел рек. В 1519-м году великий художник скончался в возрасте 67-и лет. Похоронили его у дворцовой церкви Сен-Флорантен. Судьба останков гения оказалась весьма таинственной.
Еще в 16-м веке из-за религиозных войн между католиками и протестантами церковь начала разрушаться. Бедняки принялись растаскивать все самое ценное, буквально скидывая кости захороненных в одну кучу. В 1874-м году предполагаемые останки Леонардо перезахоронили в часовне Сен-Юбер. Но доподлинно установить их принадлежность да Винчи ученым все еще не удалось.