Мэри Шелли (англ. Mary Shelley, полное имя Мэри Уолстонкрафт Шелли, 30 августа 1797 г. — 1 февраля 1851 г.) — британская писательница, наиболее известна как автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», который был опубликован в 1818 году.
Мэри Шелли была дочерью писателя и философа Уильяма Годвина и первой феминистки Мэри Уолстонкрафт. Она была также второй женой поэта Перси Биш Шелли.
«Франкенштейн, или Современный Прометей» считается одним из первых романов в жанре научной фантастики и рассказывает историю Виктора Франкенштейна, молодого ученого, который создает и оживляет искусственного человека. Роман поднимает вопросы морали, науки и ответственности перед созданием жизни.
Помимо «Франкенштейна», Мэри Шелли написала и другие произведения, такие как «Последний человек» и романы в жанре фантастики. Ее вклад в литературу и жанр научной фантастики остается значимым и влиятельным до сегодняшнего дня.
Биография
Мэри была дочерью двух выдающихся личностей своего времени. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была философом и писательницей, известной своими феминистскими идеями. Однако Мэри Уолстонкрафт скончалась вскоре после рождения дочери, и Мэри осталась под опекой своего отца, Уильяма Годвина, английского мыслителя, романиста и социального философа.
Мэри выросла в интеллектуальной обстановке, окруженная литературными фигурами и дебатами того времени. В 1814 году, в возрасте 17 лет, она встретила Перси Биш Шелли, поэта и философа, который был приглашен отцом Мэри послушать его лекции. Несмотря на то, что Перси был уже женат и имел ребенка, Мэри и он влюбились друг в друга. Их связь вызвала скандал в обществе, и они покинув Англию, прожили несколько лет в Европе, где родился их сын.
В 1816 году пара вернулась в Англию. В это время произошло знаменитое событие «Год без лета», когда из-за вулканического извержения в Индонезии весь мир испытывал аномально холодное погода. Во время этого события они находились вместе с литературным кругом на берегу Женевского озера, где была предложена идея написать «страшные» рассказы. В результате этой инициативы Мэри начала работу над романом «Франкенштейн, или современный Прометей».
Роман «Франкенштейн» был опубликован в 1818 году анонимно, и он вызвал огромный интерес и споры. Произведение рассказывает историю Виктора Франкенштейна, студента, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Роман поднимает вопросы об искусственном создании жизни, морали и ответственности перед своим творением.
Трагедия тем более преследовала Мэри в ее личной жизни. В 1822 году Перси Биш Шелли утонул в море, оставив Мэри с двумя детьми и финансовыми трудностями. После смерти мужа она посвятила себя литературной деятельности, написав романы, рассказы и биографии.
Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года от рака легких. Ее вклад в литературу, особенно в жанр научной фантастики, признан и ценен до сих пор. Ее бурная жизнь и творчество оставили неизгладимый след в истории литературы.
Написание романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»
В начале XIX века Великобритания ощущала влияние революционных идей, волновавших Европу. Мир переживал трансформацию в области науки и философии. В таких условиях родилась Мэри Шелли. Смешение феминистских идей ее матери с рациональной философией отца обеспечило Мэри уникальный интеллектуальный фундамент.
Когда ей было 18 лет, Мэри, вместе со своим возлюбленным Перси Бишем Шелли и другими литературными героями, включая Лорд Байрона, провела лето 1816 года на берегу Женевского озера. Это стало временем, когда зародилась идея одного из величайших романов ужасов всех времен — «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Вдохновляющие факторы и влияние событий на сюжет
Идея романа возникла в ответ на предложение Байрона написать страшный рассказ. Во втором дне дождей, проведенных в особняке Вильяма, героя Байрона, участники литературного круга начали создавать свои произведения. Мэри, вдохновленная обсуждением врачебных экспериментов и электричества, родила идею о человеке, созданном человеком.
Благодаря научным открытиям и экспериментам того времени, таким как гальванизация мертвых тканей, Мэри обрела основу для своего романа. Главный герой, Виктор Франкенштейн, стал современным Прометеем, смешивая науку и жажду знания с последствиями, которые не могли остаться безнаказанными.
Сюжет «Франкенштейна» также отражает личные потрясения Мэри. У нее были потери — смерть ее новорожденного ребенка и ее половины, Перси Шелли. Тема утраты, жалобы на бездетность и потребность в создании, которые отражены в романе, говорят о глубоких эмоциональных переживаниях автора.
Реакция общества на произведение
Роман был опубликован анонимно в 1818 году и вызвал смешанные отзывы. Некоторые оценили его как великолепный образец готической литературы, подчеркивая мастерство Шелли в создании атмосферы ужаса и непостижимости. Другие критики, однако, выразили беспокойство по поводу «недостатка морали» и «безбожности» произведения.
Неоднозначная реакция общества на роман свидетельствует о его интенсивности и значимости. Время, в которое выходил роман, было насыщено философскими и духовными дебатами, и «Франкенштейн» стал своего рода зеркалом, отражающим опасения и амбивалентность общества перед быстро меняющейся реальностью.
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» продолжает вызывать интерес и дискуссии в наше время. Своей уникальной смесью науки, эмоций и философии он стал классикой литературы ужасов, оставив непередаваемый след в мировой литературе.
Другие произведения Мэри Шелли и их значение
Мэри Шелли также оставила неизгладимый след в литературе благодаря ряду других произведений. Ее творчество продолжало развиваться, затрагивая различные жанры и темы, отражая ее широкий кругозор и философское мышление.
«Последний человек» (The Last Man, 1826)
Одним из замечательных произведений Мэри Шелли является роман «Последний человек». Это научно-фантастическое произведение представляет собой вариацию на тему конца света, но в контексте эпидемии, вызванной неизвестным вирусом. Автор описывает падение цивилизации и человечества под влиянием таинственной эпидемии, и особенно затрагивает тему одиночества и потери. «Последний человек» отмечен своей актуальностью и проницательностью в отражении социальных и политических тенденций своего времени.
«Матильда» (Matilda, 1819)
Этот короткий роман, написанный в 1819 году, рассказывает историю Джюлии, молодой женщины, осиротевшей и влюбившейся в своего отца. Эта трагическая история о запретной любви, основанная на классическом мифе о Федре, исследует темы морали, греха и кармы. Несмотря на свое короткое протяжение, роман выделяется своей интенсивностью эмоций и сложностью моральных дилемм.
Валдемар, или Человек, который должен быть» (Valerius: The Reanimated Roman, 1819)
Это еще один роман Мэри Шелли, в котором она затрагивает тему оживления мертвых. «Валдемар» рассказывает историю римского императора, оживленного после своей гибели. Это произведение привлекает внимание своей фантастической сюжетной линией и рефлексией над вопросами морали и бессмертия.
В заключение следует отметить, что творчество Мэри Шелли остается великим литературным достижением, простирающимся за пределы ее знаменитого «Франкенштейна». Несмотря на то что этот роман принес ей всемирную славу, другие произведения писательницы также заслуживают внимания и признания.
Творчество Мэри Шелли оставляет нас с вечными вопросами о науке, морали и человеческой судьбе. Ее произведения служат не только источником развлечения, но и поводом для размышлений. Эта талантливая писательница продолжает оставаться в центре внимания литературного мира, и ее вклад в развитие жанров научной фантастики и ужасов сохраняется в истории литературы как нечто уникальное и вдохновляющее.