Quake — это культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией id Software и выпущенная в 1996 году. Эта игра оказала огромное влияние на индустрию видеоигр и считается одной из пионерских работ в жанре 3D-шутеров.
История
Quake долгое время томился внутри гениальных мозгов Джона Кармака и Альфонсо Ромеро. Вместе они хотели сделать нечто, что превзойдет по революционности их прошлое, мегапопулярное творение Doom. Однако разработка Quake — это в первую очередь история Кармака, а не Ромеро. Альфонсо всегда отвечал, в первую очередь, за креатив, а Джон за технологическую составляющую. И как то так получилось, что творческие методы уже сработанного тандема совсем не подошли друг другу во время работы над новым проектом и Ромеро пришлось уйти вскоре после окончания разработки.
Изначально Quake задумывался как проект, в котором главный герой будет кем-то наподобие Тора — носить в руках здоровенный молот и разбрасывать врагов в рукопашной схватке. Уровни должны были быть скорректированы в ацтекской стилистике, однако, этот ранний концепт в скором времени порезали и переместили место действия в средневековые замки. В игру даже планировали добавить элементы жанра RPG, но и от этого пришлось отказаться.
Дело в том, что Кармаку приходилось одновременно писать собственный, полностью трехмерный движок, накручивать в него всякого рода дополнительные фичи и работать над сетевым кодом. Ведь Doom не в последнюю очередь стал эпохальным, благодаря «мясным зарубам» по сети. Кармак банально не успевал работать над всем и сразу, так что, пораскинув мозгами, разработчики решили вернуться к своим корням в лице шутера от первого лица.
Акцент делался на интересный дизайн уровней и увлекательный скоростной геймплей. Однако геймплея и технологий маловато для шедевра, нужна еще и музыка. Тут у товарищей из id Software тоже всё было схвачено. Музыку для нового проекта писал никто не будь, а Трент Резнор с группой Nine Inch Nails. Они хотели написать один из самых зловещих и, по хорошему, неприятных саундтреков.
Перед полноценным релизом Кармак и со товарищи решили запустить небольшой бета-тест и сделали релиз мультиплеерной версии с тремя картами. Сказать, что это был успех, это не сказать ничего. Тест просто взорвал инфополе, игроки просиживали сутки в матчах и еще до полноценного релиза успели наклепать огромное количество модификаций.
В успехе Quake никто не сомневался. Как только Кармак закончил оптимизировать движок, а все уровни были готовы, игра увидела свет. И, казалось бы, очередной шедевр выпущен и можно купаться в деньгах, но id решили выстрелить себе в колено. Прежде чем игра попала на полки магазинов, разработчики решили выпустить «шароварную версию», то есть они раздавали бесплатные копии игры, где были доступны первые несколько уровней, а остальные можно было открыть, позвонив по специальному номеру и купив разблокирующий ключ.
Не прошло и пары недель, как умельцы взломали Quake и получили всю игру бесплатно, не забыв поделиться ей на просторах сети. В итоге, это сильно ударило по продажам и первая «Квака» продалась далеко не так хорошо, как тот же Doom 2. Впрочем, продажи это мирское, людям в руки попал один из первых, полностью трехмерных шутеров от первого лица.
В те времена в такое попросту было тяжело поверить, все рендерится в реальном времени. Противников толпы, а от выстрелов и попаданий в стены разлетаются во все стороны искры. В Quake игрок брал на себя роль рейнджера, которого правительство отправило в другое измерение, чтобы уничтожить могущественное зло.
Гемплей
С одной стороны всё стандартно: вот тебе уровень, вот пачка стволов, дойди до конца и убей всех, кто попадется на пути. Однако в этот раз главное то, как все было обставлено. визуально мы путешествовали по огромным средневековым замком и сражались с рыцарями, демонами, зомби, собаками, существами будто подсмотренными в книгах Лавкрафта.
Изюминкой всему добавлял тот самый шумящий саундтрек, состоящий из всяких заводских звуков и завывания. Бегать и стрелять было всё так же весело, но наконец-то появилась густая атмосфера. Создавалась ощущение, что ты один на один в проклятом мире против полчищ, неизвестных науке, созданий. Благодаря тому, что Quake был полностью трехмерный, разработчики создали такие шикарные карты, что на них до сих пор играют сотни людей.
Quake получился очередным хитом, на долгое время осевшим на компьютерах миллионов игроков по всему миру. Игра укрепилась на жестких дисках так плотно, что до сих пор не теряет в актуальности, а у мультиплеера есть рабочие сервера.
Во время работы над Quake Ромера и Кармак рассорились в пух и прах, из-за чего первому пришлось уйти из компании. Он отправился разрабатывать собственный шедевр «Daikatana».
Quake II
Изначально сиквел Quake должен был стать полностью самостоятельной игрой, но что-то не получилось, где-то не фартануло и по итогу в разработку пошла именно Quake 2. Впрочем, с предыдущей игрой она, почти, никак была не связана. Id решила забраковать лавкрафтианскую атмосферу и удариться в сеттинг научной фантастики.
Человечество узнало, что на Землю планируют вторгнуться инопланетные захватчики строгги. В попытке хоть как-то предотвратить надвигающуюся катастрофу, люди решили ударить первыми и отправили свои войска на родную планету инопланетян. Стоит ли говорить, что всё пошло не по плану и, из направленного на поверхность десанта, выжил только солдат по фамилии Биттерман. Теперь ему в одиночку предстоит уничтожить силы планетарной обороны строггов.
Тональность игры значительно изменилась по сравнению с первой частью. Никаких больше паранормальных чудовищ и рыцарей в грязных доспехах. Теперь противники — это киборги с промытыми мозгами. Места действия, наконец-то, не ограничены всякими подземельями и средневековыми замками. Стало гораздо больше пространства на уровнях, а графика стала еще краше.
В плане геймплея не сильно что-то поменялось — все тот же хрестоматийный шутер от первого лица. Разве что на этот раз разработчики сознательно несколько замедлили темп игры, ограничив скорость передвижения игрока и добавив возможность ходить в приседе. Изменили и набор оружия, как раз таки отдалившись от средневековье в сторону фантастики.
Биттерман орудует бластером, пулеметом, автоматом, рельсой и BFG-10K. Видимо id более не захотели бегать от наследия Doom. Также разработчики больше ударились в проработку одиночной кампании. На уровнях теперь есть конкретные задачи, которые необходимо выполнить, чтобы двигаться дальше по сюжету. При желании вы даже можете спокойно перемещаться на предыдущие уровни в поисках секреток.
Стало гораздо больше геймплейной свободы и в сингле все игралась отлично, но мультиплеер стал «черной овцой» франшизы. Из-за урезанной в нём не было того же драйва, что в первой части. И из всех геймплейных изменений сиквел после своего выхода не получил столь же восторженной реакции игроков и критиков. Quake 2, в целом, был таким же технологическим прорывом как и первая часть, но геймплей немного сдал позиции. Однако именно за технологии вторую часть до сих пор превозносят.
Quake III Arena
Настоящая легенда о Quake началась сразу после того, как мир познакомился с Quake 3, игрой, что перевернула киберспортивную арену с ног на голову и остаётся актуальной до сих пор. Quake 3 Arena полностью ориентирована на мультиплеер проект, а местное подобие одиночной кампании — не что иное, как разминка перед многопользовательскими «зарубами».
Окончательно осознав, что миллион игроков играют в Quake исключительно ради мультиплеер, id Software решила, что сингл больше не нужен. Лучше бросить все силы на разработку эталонного многопользовательского экспириенса.
Всё время было уделено максимально точной балансировке карт и оружия. Игрокам предлагали соревноваться на специально построенных картах, где определенным образом были расставлены порталы и подбираемые предметы, по типу усилений и оружия. Основная фишка заключалась в том, кто лучше контролирует карту, тот набивает больше фрагов и зарабатывает больше очков.
Недостаточно было просто метко стрелять и быстро бегать, надо было продумывать уникальную тактику передвижения для каждой отдельно взятой карты. Такой подход вылился в то, что новичкам было не просто освоить третий Quake. Только зайдя в игру, их уже встречали хардкорные фанаты первых двух частей, знающие как правильно распрыгиваться и какое оружие больше подходит для той или иной ситуации.
Зато, когда ты изучил карты и начинал понимать, как правильно пользоваться стволами, игра преображалась. Резко становились видны множество не очевидных путей и способов скамить нуба. На всех этих элементах строился, ранее невиданный, соревновательный дух. В зарубах можно было проводить часы, отгребая от каждого встречного олда.
Когда ты сам становился олдом, то получаемые от нагибов удовольствия нельзя было сравнить ни с чем, ранее испытанным в мультиплеерных играх. После своего выхода третий Квэйк моментально стал стандартом для любых киберспортивных мероприятий. На её основе стали проводить десятки чемпионатов, а лучше игроки становились настоящими знаменитостями со своим фанатским клубом.
Призовые фонды на чемпионатах спокойно доходили до сотен тысяч долларов, а сами чемпионаты собирали вокруг себя десятки тысяч зрителей. Система передвижений контроля карты некоторым игрокам так сильно запала в душу, что между собой они начали соревноваться в скорости их прохождения. Из этого, по итогу, выросла отдельная фанатская игра с тысячами карт и собственными турнирами — DeFrag.
В ней люди соревновались, в первую очередь, на скорость прохождения карт. Это до сих пор смотрится красиво и захватывающе. Благо, что даже ванильная третья Квака предлагала богатый набор возможностей ускорить персонажа. Начиная банальными рокет-джампами и заканчивая плазменными бустами и стрейфом.
Quake 3 оказалась настолько популярна, что в 2010 разработчики выпустили еще более доработанную версию под названием Quake Live. Она жива до сих пор, как и сплоченное вокруг неё сообщества, регулярно проводящие разного рода турниры.
Куда же двигать серию дальше? Развивать киберспорт или снова удариться в эксперименты? Как ни странно, но у id не было готового ответа на этот вопрос, так что на долгие шесть лет франшиза впала в забвении, чтобы воскреснуть в 2005 со своим самым противоречивым перерождением.
Quake 4
Четвёртая часть серии больше всех ориентирована на одиночную кампанию. Как-никак, перед нами прямой сиквел Quake 2. После того как Биттерман уничтожил силы планетарной обороны и победил лидера строггов, земляне начали полномасштабное вторжение на вражескую планету.
Мы берём на себя роль обычного солдата, которому, по итогу развития сюжета, выпадает миссия спасти наступление от провала и уничтожить единый разум строггов. Акцент на сингл-плеер становится очевиден сразу после запуска игры. Нас встречает вполне долгая кат-сцена на движке, с представлением всех действующих лиц. И кат-сцены в четвертой части отнюдь не редкое явление.
У игры наконец-то есть вменяемый сценарий, с горсткой постоянно действующих персонажей. Конечно, по старой доброй традиции, наш главный герой нем, как рыба, даже когда к нему обращаются. Напрямую, впрочем, это не мешает получать удовольствие от простенького сюжета. Порой игра может по-настоящему удивить, чего только стоит сцена, где нас хватают в плен и буквально отрезают ноги и руки, заменяя их механическими аналогами.
Именно из-за такой серьезной направленности на одиночный опыт Quake 4 стала так не любима фанатами. Во-первых, по сравнению с триквелом, темп перестрелок снизился до абсолютного минимума и вернулся на рельсы второй части. Большую часть времени мы заперты в тесных коридорах и крайне редко перестреливается, с больше чем тремя, противниками за раз. Во-вторых, вся игра стала попросту медлительнее и пыталась угнаться за всеми трендами тогдашних популярных шутеров от первого лица.
Тут и обязательные покатушки на танке и турельные секции, в которых нам остается ехать по рельсам и отстреливаться. Конечно, в 2005 эти элементы не считались пошлыми и ленивыми. Просто, от чего-то со словом Quake в названии, игроки ждали крутых инноваций, а получили вполне стандартный фантастический шутер.
В-третьих, мультиплеер не выдерживал никаких сравнений ни с одной из предыдущих игрой серии. Разработчики пытались подогнать его под те же адреналиновой зарубы триквела, ну из-за выбранного, для одиночной кампании, темпа у них не получилось. Не возможно грамотно совместить два, кардинально отличающихся друг от друга, геймплея.
После релиза мнения разделились. Почти все хвалили одиночную кампанию за возвращение к корням второй части и смелые повествовательные элементы. Однако мультиплеер абсолютному большинству не зашел совсем, ну, кроме, пожалуй, игражуров.
Продажи были на хорошем уровне, но общий тон вокруг Quake 4 не был ни строго позитивным, ни строго негативным. Так что было принято тяжёлое решение снова поставить серию на паузу. Того и гляди, снова наступит время, когда Quake будет нужен как никогда раньше и оно действительно наступило.
Quake Champions
В 2016 году на конференции E3 анонсировали долгожданное возвращение Quake с подзаголовком Champions. Игрокам снова пообещали возвращение к корням, но уже мультиплеерным, с маленьким таким нюансам — это будет скилозависимый ареношутер с упором на пассивные способности разных персонажей. В то время как раз зарождался тренд на соревновательные геройские шутеры.
Игроки справедливо напряглись. Впрочем, сомнения хоть и были оправданы, но оказались беспочвенными. Ведь, когда игра вышла в 2017 году, все казались приятно удивлены. Разработчики собрали в одной игре лучшие карты в истории серии, подобрали лучше и разнообразный арсенал, а также понахватали раннее известных персонажей.
Однако главное в том, что на перед нами старая добрая третье Квака, пускай и с системой героев, вот только игре эта система совсем не мешает. Залогом выигрыша, в первую очередь, остается грамотный контроль карты. Если ты не знаешь маршруты, не знаешь точки спавна брони и здоровья, то тебе не поможет даже самая несбалансированная ульта.
Полноценный релиз игры вовсе не планируется, так что итог закономерен. На бумаге мы имеем, попросту, идеальное возвращение в строй одного из столпов шутеров от первого лица, особенно киберспортивных, а на деле — издатель так и не понял, как привлечь в проект новых игроков. В итоге, онлайн сдулся, а в игре остались только те самые махровые олды.
Когда-то Quake был велик и у него были все шансы на то, чтобы обогнать по популярности даже Doom, но бесконечная череда экспериментов сначала загнала серию в долгую стагнацию, а затем безграмотное руководство вовсе заставила о ней забыть.
В Quake до сих пор играют тысячи людей, но это люди, что, буквально, росли с серией и отказывались с ней расставаться. Сейчас в интернете снова появляются слухи об очередном перезапуске Quake. Ну что ж, давайте надеяться, что в этот раз всё закончится хорошо и новая игра будет одинакова интересна как олдам, так и новичкам.