Серия фильмов Пила подарила десятки запоминающихся образов, кошмарных ловушек и возвела сюжетный поворот в ранг искусства. Джон Крамер считается одним из самых выдающихся кинозлодеев, а некоторые и вовсе видят в его деяниях рациональное зерно, что немного пугает, ведь ничего героического в нём нет. Давайте рассмотрим, как два молодых автора перевернули жанр хорроров и почему Джон Крамер самый настоящий злодей и ни в коем случае не антигерой.
Предыстория
Всё началось в Австралии, когда два закадычных друга Джеймс Ван и Ли Уоннелл только что закончили киношколу и начали планировать свой первый фильм. Когда-то на них огромное впечатление произвела «Ведьма из Блэр» — псевдодокументальный фильм, снятый энтузиастами за несколько тысяч долларов и заработав в прокате сотни миллионов.
Молодые киноделы загорелись начать свой экранный путь именно в хоррорах и однажды им в голову пришла идея — два парня заперты в комнате с трупом, который в итоге и оказывается их мучителем. С этого и началась разработка первого фильма с лаконичным названием «Пила». Такой заголовок был связан с его звучностью, краткостью и зрительскими мыслями, которые возникают при виде постера с оторванной конечностью и этим словом рядом.
Чуть позже родилось и прозвище загадочного мучителя — Jigsaw, которое крайне сложно правильно перевести на русский язык. Маньяк вырезает из тел своих жертв кусочки пазла, которые на английском принято называть Jigsaw Puzzl, то есть это головоломка, которую разрезали, чтобы потом собрать воедино из маленьких кусочков.
Пазл — странное им для убийцы, к тому же не ложится под движение губ в дубляже, поэтому остановились на варианте Конструктор, что наиболее близко к авторской задумки. Расхожее, в народе, прозвище Пила здесь не совсем уместно, так как не сочетается с почерком убийцы. В фильме его имя пришло из прессы, которая не могла назвать маньяка в честь заглавного инструмента, ведь пока пила не использовалась в играх злодея.
Ван и Уоннелл решили снять крайне малобюджетный фильм за собственные деньги, ограничившись тремя актёрами. Написали сценарий и показали своему агенту, которая сказала, ни в коем случае не снимать этот фильм как они задумали. Нужно привлечь большие студии и вложить в картину, примерно, миллион бюджета, потому что на руках очевидный хит.
Ван и Уоннелл снимают короткометражку, которая сможет привлечь продюсеров и отправляют её в Голливуд с парой условий: Джеймс Ван должен быть режиссёром, а Ли Уоннелл исполнять главную роль. И это сработало!
Пила
Сюжет рассказывает о допросе выжившего в зловещей игре, его исполнил Ли Уоннелл. Персонаж очнулся в грязной комнате с обратным капканом на лице, то есть его цель не сдавливать, а наоборот разрывать жертву. Пугающая кукла со спиралями на щёчках предлагает сыграть в игру и найти во внутренностях лежащего в комнате человека ключ от капкана. Сокамерник главного героя оказывается жив и ему придётся пойти на убийство ради самосохранения. После испытания кукла поздравляет героя и говорит, что теперь он будет ценить жизнь.
Всего в несколько минут авторам удалось уместить своё виденье, энергичную режиссуру и муки морального выбора. В Голливуде были заинтригованы. Продюсеры сразу же организовали компанию Twisted Pictures и пригласили амбициозных киноделов в Лос-Анджелес.
Им выдали бюджет, превышающий миллион долларов, согласились на их условия и, что самое главное, смогли позвать известных актёров, что моментально перевело Пилу из череды малобюджетных ужастиков, которые порой остаются незамеченными, в полномасштабный студийный проект.
Одного из главных героев, доктора Лоуренса Гордона, сыграет Кэри Элвес, известный публики по фильмам «Принцесса-невеста» (1987) и «Робин Гуд: Мужчины в трико» (1993). Его супругу на экране воплотила Моника Поттер, тоже имеющая несколько главных героинь в своей фильмографии. Роль, одержимого Конструктором, полицейского Тепа досталась Дэнни Гловеру, известному по фильмам «Смертельное оружие». Его напарника играет Кен Люн, доставивший кучу хлопот Джеки Чану в фильме «Час пик» (1998). Ещё бы хотелось отметить Дину Мейер, которую многие помнят по фильму «Звёздный десант» (1997), но пока её участие в серии весьма эпизодично.
Второй главный герой Адам всё-таки был сыгран никому неизвестным Ли Уоннеллом, который, на редкость, органично смотрелся среди популярных актёров. Производственные мощности предоставила компания Lions Gate и ни разу после этого не пожалела. Другие студии предлагали больше денег, но не хотели пускать Вана и Уоннелла к непосредственному участию. Это тот редкий случай, когда стоило довериться незнакомцам.
На съёмки было выделено всего 18 дней. Дэнни Гловер отснял все свои сцены за два дня, так же как и Кен Люн. Чтобы доснять фрагмент с его гибелью, пришлось использовать, всё того же, Ли Уоннелла как двойника. Или вспомните ускоренную погоню, ближе к концу фильма — у Джеймса Вана не было времени на адекватную постановку, поэтому машины проехали всего несколько метров, а потом были ускорены при монтаже.
Фильм сперва покорил кинофестиваль «Сандэнс», где состоялась премьера, а потом и кинотеатры, заработав более 100 млн. долларов. А ведь студия Lions Gate подумывала выпустить Пилу сразу на DVD.
Помимо запоминающихся обшарпанных декораций и ужасающих ловушек, первая Пила подарила ещё три примечательных образа. Во-первых, странная кукла Билли на трёхколёсном велосипеде. Её облик слепил из папье-маше сам Джеймс Ван. Лишь с увеличением бюджета Билли «прокачается». Во-вторых, это маска свиньи, которую Конструктор использует при похищении своих жертв. А в-третьих, это роскошный чёрно-красный халат, в котором маньяк передвигается по своей мастерской. Каждый из этих атрибутов что-то символизирует, о чём поведают нам будущие фильмы.
Заканчивается фильм на словах «Игра окончена» и криках бедного Адама, и это был хит. Зрители остались в восторге, а профессиональные киноведы cмешали фильм с навозом. Оценки критиков редко доходили до пяти баллов из десяти и дальше будет только хуже, но это не касается сборов. Люди с удовольствием идут в кино, а значит нужно запускать сиквел как можно скорее.
Пила 2 (2005)

Постановщиком нового успешного хоррора стал Даррен Линн Баусман, а поможет ему в этом один из создателей, сам Ли Уоннелл. Через год, на Хэллоуин 2005 года, выходит фильм Пила 2. Пока Майкл Майерс был в «отпуске» именно этот франчайз захватил прибыльную, для хорроров, дату. Джеймс Ван не хотел делать акцент на физиологические увечья, поэтому Пила 2 окажется последним фильмом серии, от которого, почти, не возникает чувство тошноты.
Насилия стало больше, но оно всё ещё без лишней детализации. Также Баусман добавил более яркую цветокоррекцию и резкого монтажа. Начинается фильм с убийства информатора полиции по имени Майкл с использованием устройства, напоминающую знаменитую железную деву времён инквизиции. Его испытание заключалось в поисках ключа в собственной глазнице. Естественно, он не справляется.
На видеоплёнке видно, как Конструктор зашивает в жертву ключ, но он другого телосложения и хромает, а пока мы знаем лишь одного персонажа с проблемами с ногой — доктора Гордона. К тому же он хирург, что отлично подходит для проведения подобной операции. Теория о том, что доктор Гордон перешёл на сторону Конструктора разлетелась по интернету, но Кэри Элвеса мы не увидим на экране ещё долгие годы, так как актёр начал судиться с создателями Пилы.
В центре сиквела находится детектив Эрик Мэтьюз, сыгранный Донни Уолбергом, старшим братом того самого Марка. Ему удаётся выследить Конструктора и мы впервые видим Тобина Белла во всей красе. У Джона Крамера диагностировали рак, он попытался покончить с собой, но выжил. Ещё и пришлось вытаскивать из тела металлический штырь, то есть тоже пройти через испытания ради жизни.
Задача Эрика внимательно выслушать маньяка, пока в другой локации его сынишка Дэниел заперт в доме полным нервно-паралитического газа, да ещё и в компании бывших зеков, которых подставил его отец. Да, Мэтьюз не самый честный коп.
Интереснейший персонаж среди них — это Аманда, которую повторно закинули в комнату испытаний. Она, конечно, перевоспитать, бросила наркотики, но потом решила покончить с собой, чем рассердила Крамера.
Конструктор расскажет, зачем вырезал кусочки пазлов из тел жертв. Это символ нехватки в них важного компонента — инстинкта самосохранения. Джон Крамер пускается в пространные рассуждения о Теории эволюции и его великой миссии, важности перевоспитания и потерявших смысл жизни.
Участники нового теста состоят из привычных персонажей: конфликтная девушка, невинный протагонист, героиня связанная с маньяком и так далее. Даже образ наркоторговца Хавьера немного отдаёт фильмом «Куб», где также один из, достаточно рациональных, персонажи через какое-то время превращается в главную угрозу.
Пила становится той серией фильмов, в которой всё решает концовка. При просмотре новой части зритель уже понимает, что его ждёт подвох и усиленно пытается разгадать, что же спрятали сценаристы, порой на самом видном месте. В случае с Пилой 2 — это сын главного героя, который всё это время находился в сейфе, рядом с Эриком, а Конструктор всё предугадал.
Аманда оказывается новой прислужницей Джона Крамера, которая вдохновилась его идеями и вступила в его культ. Именно этого и хочет маньяк, не просто убивать, а оставить после себя зловещее наследие, почитающее его как божество. Комплекс Бога — одна из важнейших характеристик Конструктора. Подробнее раскрываться он начнёт со следующей части.
Планы Крамера выходят далеко за пределы обычных истязаний своих жертв, даже за пределы его жизни. Заканчивается всё в ванной из первого фильма, где мы узнаём, что Адам всё-таки не выбрался из этой ловушки. Там и останется заперт Эрик, не согласившись выслушать злодея и отдавший себя своей злобе. Когда он избивал Крамера, его игра закончилась и он проиграл.
Пила 3 (2006)

Проходит всего один год и на следующий Хэллоуин на экранах новая Пила. Сиквел принёс почти 150 млн. при четырёх миллионном бюджете и моментально стартовали съёмки продолжения. Даррен Линн Баусман остался в кресле постановщика, да ещё и получил в свои руки больше контроля, превратив серию о ловушках и хитрых планах в яркий фестиваль расчленёнки. Пила поставлена на поток и это очень редкий пример серии, которая будет выдыхаться достаточно долго.
Итак, оставшиеся в живых полицейские всё ещё ищут Конструктора и пропавшего Мэтьюза. Среди них всё та же Кэрри, сыгранная Диной Мейер и Дэниел Ригг, которого исполнил Лайрик Бент, а также, совсем ненадолго, мелькает некий детектив Марк Хоффман, которого сыграл Костас Мэндилор.
Конструктор сменил свой почерк и больше не оставляет шансов на спасение. Крамер совсем ослаб и бразды правления в свои руки взяла Аманда, которая оказалась не слишком идейной — она просто хочет убивать и внимание со стороны своего полуживого краша. Эллисон Кэрри справилась с заданием, но подручная маньяка всё равно её убивает.
Третья Пила начинает испытывать зрителя на брезгливость, выдавая совсем уж неприятные образы. Натурализм пыток становится ещё одной фишкой серии. Все увечья происходят в кадре, пусть это медленное выворачивание суставов или трепанация черепа.
Джефф Денлон, сыгранный Ангусом Макфадьеном, потерял сына в ДТП и теперь живёт воспоминаниями и жаждой мести. Ему придётся пройти через встречи с людьми, которых он ненавидит: сбежавшую с места трагедии свидетельницу, судью, вынесшего виновнику мягкий приговор и самого преступника, убившего его сына. За это время он должен научиться прощать.
Так как Крамер уже при смерти, из больницы похищена Линн, доктор, цель которой ухаживать за Конструктором до финала игры Джеффа, иначе огнестрельный ошейник разнесёт ей голову. Фильм очень напряжённо работает в обеих сюжетных линиях — пусть это попытки Лин продлить жизнь своему похитителю или старание Джеффа обуздать гнев.
Крамер убеждён, что у всех должен быть шанс. Но ведь жизни этих жертв находятся в руках другого человека, то есть они не могут исправиться как того хотел бы маньяк. Двойные стандарты — это одна из его особенностей, которая раскроет характер убийцы в следующих фильмах.
Нам покажут подготовку к знаменитой игре из оригинала и объяснят, как Крамер смог лежать так неподвижно долгие часы. Правда, где находился переключатель электричества всё ещё остаётся тайной. Также объяснят немного несуразную сюжетную дыру первого фильма с уплывшим, в самом начале, ключом — это Аманда кинула его в воду, лишив Адама возможности к спасению.
Детектив Мэтьюз смог выбраться из ловушки, даже не отпиливая ногу — он её разломал бочком от унитаза. После небольшой схватки с Амандой он исчезнет из истории на некоторое время. А заканчивается всё поворотом, опять. Оказывается, Джефф шёл к Конструктору и простить его было финальным испытанием. И всё ради проверки Аманды, которая её не прошла и погибла от рук Джеффа. Потом персонаж Макфайдьена убивает и самого Джона Крамера, который будто в восторге от этого.
Смерть вызывает детонацию ошейника Линн, которая оказывается женой Джеффа. А где-то, в тёмном месте заперта их маленькая дочь, которую ждёт незавидная судьба. На такой трагической ноте заканчивается жизнь легендарного маньяка, да и вообще, почти, всех персонажей фильма. Ну и что дальше? Конец? Конструктор и его несостоявшаяся преемница погибли, значит Пила останется трилогией.
Но нет, сценарий следующей части уже написан, правда теперь без участия Уоннелла. Помните момент, в котором Крамер заливает воском аудиокассету? Это и есть прямая отсылка на следующий фильм. Ведь Джон Крамер настолько гениальный инженер, что продумал многоуровневую игру с кучей участников, с использованием сложнейших технических устройств, которая будет продолжаться даже после его смерти.
Пила 4 (2007)

Чем же шокировать зрителя с первых секунд? Подробной сценой вскрытия тела главного злодея, в желудке которого находят ту самую, вымоченную воском, кассету из прошлой части. Жаль, что, по своей сути, она не сыграет никакой роли в истории.
Главным героем теперь станет офицер Ригг, которого мы уже знаем по небольшим появлениям во второй и третьей части. Его ждёт, пожалуй, самая географически обширная игра, ведь ему придётся путешествовать по всему городу, чтобы спасти Эрика Мэтьюза, которого маньяк полгода держал взаперти и полицейского детектива Марка Хоффмана.
Ли Уоннелл покинул пост сценариста после прошлой части. С четвёртой части сюжет будут писать авторы трешовых ужастиков Маркус Данстэн и Патрик Мелтон. Их сценарный почерк лишён некоторого изящества поворотов. Давайте попробуем разобраться в сути игры офицера Ригга.
Он расстроен, что его коллег убивают одного за другим. Найдено тело Кэрри, лишённой шанса на спасение. Это выводит Ригга из себя, но он верит, что пропавший полгода назад Эрик жив. Ригг повёрнут на поисках Конструктора, это рушит его брак. Как только появляется шанс спасти своих друзей, он бежит навстречу опасности, чтобы успеть добраться до них за полтора часа, но в конце выясняется, что ему не надо было торопиться.
Цель в понимании, что нельзя спасти всех и если бы он ничего не делал, то все были бы живы. Одним из поворотов четвёртой части является факт, что она происходит одновременно с третьей и закончится незадолго после смерти Джона Крамера, то есть испытание Рига тоже его ума дело. Главный мотив убийцы потерял некоторую логичность, что весьма ожидаемо, ведь перед новыми сценариста была поставлена сложная задача.
Продумывать образ нового конструктора, которым окажется тот самый Марк Хоффман и главная цель кассеты найденной в желудке Крамера — это напутствие своему продолжателю. Тому, кто не разочаровал оригинального к,Конструктора, в отличие от садистки Аманды. Хоффман выступал в качестве грубой силы, он предоставлял информацию из полицейских источников и наводил на новых жертв. То есть вся центральная игра четвёртой части была проведена, чтобы заместить следы и выставить Хоффмана героем.
Самое главное о чём стоит поговорить — это про другую линию фильма, связанную со становлением Джона Крамера. Вводится ещё один важный персонаж — бывшая жена маньяка Джилл, сыгранная Бетси Рассел. В прошлой части её можно было заметить в галлюцинациях Крамера. Они были счастливы в браке, Джон планировал проект реновации трущоб для бедняков. Строил у себя на верстаках не орудия пыток, а колыбель для будущего сына Гидеона, названного в честь своего первого успешного инженерного проекта. Тогда он и создал куклу Билли, которая должна была развлекать его сына, а не наводить ужас на своих жертв.
Джилл работала в реабилитационной клинике для наркоманов, хотела помочь больным людям, но однажды стала жертвой ограбления и потеряла ребёнка. Джон Крамер понял, что этим людям нельзя помочь, они должны сделать это самостоятельно. Поэтому во многих играх будут участвовать пациенты этой клиники.
На заднем плане можно увидеть сокамерника Аманды, мужчину запертого в лабиринте из колючей проволоки, Майкла из начала второй Пилы и Троя из первой ловушки третьей части. Ненависть Крамера родилась здесь и в большинстве своём именно бывшие наркоманы становились его жертвами до того, как он переключился на грязных копов. Произошло это явно с небольшой помощью детектива Хоффмана.
Первой жертвой Крамера стал тот самый наркоман Сесил, виновный в выкидыши Джилл. Похитил он его во время празднования Китайского Нового года, откуда и останется маска свиньи, используемая для следующих похищений. Сесил стал пробой пера для будущего лидера секты Конструкторов. Какой бы благой целью он не прикрывался, именно злоба и желание мстить стали главной причиной его убийств.
Четвёртая Пила, пожалуй, самый детективный фильм серии. В нём минимум интересных ловушек, максимум разговоров и сбора улик. Баусман всеми силами пытался разогнать сценарий монтажными склейка и энергичной режиссурой, но спад в динамике всё равно заметен. Цель этого фильма подробно раскрыть предысторию, уходящего в закат, злодея и представить нового.
Заканчивается фильм на минуту позже третьей части. Новый персонаж, агент Страм, сыгранный Скоттом Паттерсоном, оказывается в комнате Конструктора, где убивает Джеффа, а Хоффман захлопывается за ним дверь. Сборы по-прежнему под 150 млн. Критика последних картин была отвратительная. Фильмам серии редко ставили больше двух баллов из десяти, но публика была в восторге.
Пила 5 (2008)

Постановщиком пятой части Пила становится Дэвид Хакл, работавший режиссёром второго звена в прошлых частях. Итак, Хоффман всех обманул и стал героем, спасшим дочь Джеффа и Линн. Её судьба не давала покоя весь прошлый фильм. Но агент Страм оказался не так прост и, попав в безвыходную ситуацию, смог сделать себе трахеотомию. Таким образом, полностью обрубить концы у Хоффмана не получилось, а значит начинается игра в кошки-мышки между агентом ФБР и преемником Джона Крамера.
Ярость Страму добавляет смерть напарницы, агента Линдси Перес, раненой в прошлой части. Вторая сюжетная линия посвящена пути детектива Хоффмана в преемники злодея. Оказывается, его сестра была убита своим возлюбленным. Будущий маньяк, желая скрыть своё преступление, подражает Конструктору и устраняет, избежавшего правосудия, душегуба. Кстати, это было ещё до первой Пилы.
Давайте взглянем на небольшую хронологию событий. В 1994 году Джон Крамер и Джил так теряют ребёнка. В 1995 году Конструктор убивает свою первую жертву, наркомана Сесила. В 2003 он начинает активную деятельность, но пока об этом говорить рано. Дальше маньяк замечает, что в СМИ говорят про убийство, которого он не совершал и выслеживает Хоффмана, а потом вербует в свои последователи.
Хоффман, как идеальный сектант, шёл за Крамером, помогал похитить всё того же мужчину из лабиринта колючей проволоки. Потом Джон вербует Аманду, а дальше происходят события первой Пилы в знаменитой ванной комнате. Далее Хоффман затаскивал участников игры из второй части и что самое интересное, написал письмо, которое в третьем фильме довело Аманду до слёз. Что там было изложено, нам пока не рассказывают.
Третья сюжетная линия: пятеро незнакомцев, по классике, должны пройти испытание, чтобы в конце осознать, что они виновны в смерти нескольких человек. Чтобы им выжить нужно было работать сообща, отринуть инстинкты, как было сказано в условиях игры.
Тем временем Марк Хоффман всё-таки сможет заместить следы, так как Агент Страм откажется ложиться в стеклянный гроб, который, особенно внимательный, зритель мог заметить в прошлой части. Фбровца сожмёт прессом, потому что он не смог довериться маньяку. Теперь Страм главный подозреваемый, а его тело найти достаточно сложно. Точнее возможно, но опознать будет нелегко.
Пятая часть начинает трилогию Хоффмана, то есть закономерно объясняет его мотивы и даёт несколько подсказок на будущее. Что завещал Джон Крамер завещал своей жене? Как это сработает на историю? И что же было в том письме Аманды? Об этом зритель узнает уже в следующей части.
Пила 6 (2009)

Вот мы уже обсудили пять фильмов, каждый из которых был насыщен сюжетными поворотами и тройным дном каждого события. Пила ежегодно выбрасывает в кинотеатры новую часть, дающую зрителю знакомые эмоции и собирает свыше сотни миллионов. В пятой части заметен провал в режиссуре и некоторые усложнения параллельного монтажа.
Хоффман получает загадочную записку, но на вопрос, когда это было, нет даже подобия ответа. Только ближе к концу понимаешь, что это произошло за долго до событий четвёртой Пилы, а потом и после. Да, Хоффман получил две одинаковые записки.
Режиссёром шестой части становится Кевин Гротерт — монтажёр всех прошлых частей. Но основное стилистическое направление всё ещё исходит от продюсеров и авторов сценария. Достаточно тяжело выискать непосредственные режиссёрские нововведения от нового постановщика, разве что больший акцент на физиологические подробности и переусложнённые ловушки.
Марк Хоффман свалил всё на агента Страма, но у его коллег Дэна Эрриксона и, внезапно живой, Перес есть куча сомнений. В этой сюжетной линии новый злодей очень плохо отыгрывает невозмутимость и приближается к своему раскрытию, не самая интересная история. Во второй линии бывшая жена Крамера, Джил, исполняет последнюю волю мужа, то есть передаёт Хоффману пять конвертов с новыми испытуемыми, а шестой оставляет себе, ведь в нём фотография самого детектива.
Джил должна проверить, готов ли Хоффман к продолжению дел Конструктора. Да, она была в курсе делишек бывшего мужа с самого начала, даже приходила к нему в гости перед его смертью. Не поддерживала, но и не пыталась остановить, что делает её соучастницей. Крамера смущало необоснованная жестокость Хоффмана — нам это показывали через момент выгрузки одного из испытуемых. Джон не был уверен, что нашёл нужного преемника, потому сам протестировал Аманду, помним с каким результатом, а на супругу оставил испытание Хоффмана.
Намного интереснее сделана главная игра фильма. Когда-то Джона Крамера взбесили страховые агенты, которые идут на всё, лишь бы не оплачивать дорогостоящее лечение клиентов, поэтому Конструктор решает уничтожить целый филиал такой фирмы под названием Umbrella. Сразу в голове флешбеки из Resident Evil.
Главным действующим лицом становится её директор Уильям Истон, сыгранный Питером Аутербриджем. Его испытание будет чередой максимально ужасных моральных выборов. Истон в своей работе выбирал кому жить, а кому нет и сейчас ему придётся делать это вновь, но уже со своими коллегами на чашах весов. Одна из интереснейших игр во всём франчайзе. За ней тревожно наблюдать, а в конце ждёт обязательный поворот.
Зритель думает, что Уильям спешит к своей семье, а свидетелем позвали пронырливый журналистку Памелу Дженкинс, но оказывается, что мать с сыном не родня страховому агенту. Они потеряли главу семьи из-за проблем с корпорацией Амбрелла и в итоге будут решать, жить главному герою или умереть. Естественно, сынишка выберет смерть и злобного страховщика расплавит кислотой прямо на глазах у его реальной жены, журналистки Памелы.
А теперь настаёт пора сюжетных поворотов. Оказывается, Аманда была соучастницей Сесила в ограблении больницы, а следовательно, виновна в гибели ребёнка Крамера. Джон об этом не в курсе, а вот Хоффман, наоборот. Именно это он написал в письме, которое расстроило Аманду. Он знал, к чему приведёт смерть Линн и заставил конкурентку убить её, так что есть вероятность, что Аманда могла справиться с тестом, но страх быть разоблачённой своим кумиром погубил её.
Об этом узнала Джил и в решающий момент испытания Хоффмана увидела, как именно он спроектировал ловушку. Эта жестокость вызвала в ней отвращение и она не дала детективу шанса. Тем самым она нарушила волю мужа, а несоблюдение заповедей всегда приводит к каре, потому что Хоффман настолько крут, что смог за минуту выбраться из обратного капкана, даже без ключа.
В следующем фильме Хоффман пойдёт против слов своего создателя и поставить для себя главную цель — наказать Джил. Женщину, которую Джон Крамер любил больше всего в этом мире. Впервые в серии появляется сцена после титров. Оказывается, Аманда рассказала дочери Джеффа и Линн о двуличности Хоффмана. Как это сыграет в будущем? Никак! Идём дальше.
Пила 3D (2010)

Пила 6 — самый переломный момент франчайза, когда зритель стал уставать. Сценаристы продолжали выдавать интересные идеи и повороты, но их было недостаточно для удержания аудитории. Сборы упали до 68 млн., нужна была ещё одна попытка с применением тяжёлой артиллерии, формата 3D. Аватар в 2009 году свёл с ума киноделов и все хотели заработать на давно вышедшем из моды стерео формате, который внезапно стал продающим элементом фильмов.
Сценаристы Пилы уже не могли выдавать десятки хитросплетений каждую картину. Франчайзу пора было отдохнуть и для седьмой по счёту постановки использовали сразу два убойных рекламных аргумента: формат 3D и статус последнего фильма хитовый серии. Публика точно побежит в кинотеатры, чтобы узнать, чем всё кончится и больше всего интересует один момент — поймает ли Хоффман Джил?
Конструктор потерял анонимность, а значит не сможет долго продолжать свою деятельность. Доступ ко многим ресурсам, в частности к информации, для него закрыт, но Хоффмана это не слишком-то и беспокоит. Главное найти жену Крамера и отомстить, а заодно и реализовать ещё одно предсмертное пожелание маньяка. Когда-то его очень оскорбил человек по имени Бобби Даген, которого сыграл Шон Патрик Флэнери — Святой из Бундока и молодой Индиана Джонс.
Он стал выдавать себя за выжившего в игре Конструктора, написал об этом книгу, выступает в ток-шоу, разбогател и удачно женился. Это естественно оскорбило Крамера, который, как мы помним, не имеет ничего личного со своими жертвами.
Его мучениям и будет посвящена половина фильма и это достаточно скучная история, которая приводит к смерти всех испытуемых, кроме оставшегося страдать Бобби. Финал очень грустный — погибает его невинная жена, причём мучительной смертью. Ей не место в череде преступников и прожигателей жизни, она сама жертва лжи своего мужа. Но Хоффмана это не беспокоит и он продолжает своё дело с запредельной жестокостью.
Между делом Хоффман уничтожает расистскую ячейку во главе с Честером Беннингтоном из группы Linkin Park. Всё тот же режиссёр Кевин Гротерт, видимо, решил, что прошлый фильм был слишком тёмный и выкрутил контраст на максимум. Кровь стала ядовито красного цвета, усиленная завышенной цветокоррекции.
Самым интересным персонажем на встрече выпускников школы жизни имени Джона Крамера является доктор Лоуренс Гордон, сыгранный всё тем же Кэри Элвесом. Актёр наконец смог разрешить свой конфликт со студией и вернулся к иконической роли. Пока он просто высказывает недовольство показушностью Бобби и остаётся ждать своего часа до развязки.
Самое интересное происходит параллельно с историей лживого выжившего. Джил Так просит помощи у детектива Мэтта Гибсона. У него есть своя история с Хоффманом, который поклялся отомстить полицейскому за донос. Он спас Гибсона от того бездомного. Персонаж, скажу честно, не самый интересный и его функция бегать по локациям, а потом погибнуть, осознав, что всё это лишь зловещий план Хоффмана по поимке Джил.
Хоффман притворяется мёртвым скинхедом и проникает в участок. В резне погибают почти все новые персонажи и даже патологоанатом, который проводил вскрытие Крамера в четвёртой части. А потом мы, наконец, видим как работает обратный капкан. Впервые этот инструмент смог отнять жизнь у своей жертвы. Да, Джил не смогла сбежать от Хоффмана.
После нападения на тринадцатый участок злодей хохочет скрыться, но на него нападают сразу трое свиноголовых похитителей. Одним из них оказывается доктор Гордон, который был спасён Крамером после первой части и стал его помощником. Кто двое других нам не расскажут, но комментарии авторов на Blu-ray говорят, что это те самые Брэд и Райан из начальной сцены с ловушкой.
Гордон помогал Крамеру со всеми медицинскими испытаниями — зашивал глаза в четвёртой части, прятал ключ под века во второй и так далее. Фанатская теория оказалась верной, именно он был на плёнке перед игрой Майкла, правда, почему-то ушёл в отставку после смерти Крамера.
Вернулся он с одной целью — отомстить за смерть Джил и исполнить последнюю волю Джона Крамера. Хоффмана приковывают на цепи в той самой ванной из первой части и забирают пилу. На этом заканчивается основная серия фильмов и жизнь детектива Хоффмана. Авторы утверждают, что он умер от голода в темноте.
Финальная Пила собрала свыше 130 млн. в прокате и ушла на покой. Обычно такие именитые серии продолжают свою жизнь в других формах искусства, но авторы Пилы были слишком заняты на придумывание ежегодной порции расчленёнки, из-за того сторонние форматы почти не разрабатывались.
Пила 8 (2017)

Культурное влияние сильное, а значит Джона Крамера нельзя отпускать на покой. Студия ищет годную идею для продолжения и, по их мнению, она появится спустя несколько лет от сценаристов Джоша Столберга и Питера Голдфингера. Сперва Они пытались протолкнуть историю с таким поворотом в конце — выжившие выбираются из ловушки и понимают, что находятся на нефтяной платформе посреди океана. Согласен, звучит глупо, вот и продюсеры подумали также. Но уже второй драфт сценария впечатлил студию и была запущена разработка восьмой части с рабочим названием Пила: Наследие.
Режиссёрами позвали перспективных авторов ужастиков братьев Спириг, которые после этого фильма не снимут практически ничего. Это было их испытание и они его провалили. До кинотеатров фильм дойдёт с названием Jigsaw, то есть полным прозвищем маньяка или просто Пила 8 в отечественной локализации.
Итак, со смерти Крамера прошло 10 лет и внезапно кто-то начинает новую игру. Все улики указывают на то, что оригинальный Конструктор жив, а так как мы смотрим Пилу, то будет поворот, а значит всё не так. Сценарий написан не всем правильно, учитывая историю франчайза.
В середине фильма нам закидывают несколько версий. Первая — Крамер жив, что крайне маловероятно. Тогда пришлось бы идти в мистику, а туда Пиле не надо. К тому же это обесценивает прошлые сюжеты. Вторая версия — убийца грязный полицейский Брэд Хэллоран, сыгранный Каллумом Китом Ренни. Третья версия — виновна патологоанатом Эленора Бонневилль, одержимая образом Конструктора и на досуги мастерящая ловушки. У неё в шкафу даже есть алтарь с газетными вырезками и что самое интересное, та самая ручная пила из первой части.
Что означает явление инструмента в этой комнатке? Есть следующие версии: полиция нашла ванную с Хоффманом внутри, а может быть это результат поисков самой Эленор. К примеру, она вместе с чертежами ловушек на особом сайте могла купить и культовый артефакт. Или пилу оставил настоящий злодей, имеющий доступ к помещениям Крамера. В любом случае, ни одна из версий не подтверждает гибель Хоффмана.
Так как все предыдущие версии озвучены за полчаса до конца фильма, абсолютно логично, что ни одна из них не верна. Зритель Пилы уже выдрессирован искать подвох в каждом кадре. Остаётся ровно один кандидат — Логан Нельсон, сыгранный Мэттом Пассмором, который стал самым ранним подручным Конструктора, так как был участником его первой крупной игры.
Монтаж намекает на него, показывая висящего парня в ведре, а потом акцентируют внимание на нового персонажа. Крамер не рассчитал с успокоительным и Логан проснулся уже на грани смерти. Джон посчитал, что это неправильно и у жертвы не было шанса. Выходил Логана и переманил на свою сторону. Тот даже помог построить первый обратный капкан.
Новый маньяк отслужил в Афганистане, побывал в плену, переживал ПТСР и случайно перепутал бирки на рентгеновских снимках, поэтому опухоль Крамера получила дополнительное время на развитие. Есть вероятность, что заболевание можно было купировать, если бы не травмированный медбрат. Очень интересно, где он был с 2003 по 2016 и почему пропустил смерть Джона и анархию Хоффмана. Ответ прост — сценаристы не задумывались об этом. Нужен был поворот и новый набор ловушек.
Первая сюжетная линия посвящена поискам нового Конструктора, которым оказывается Логан. Вторая история, традиционно, посвящена массовой игре, проходящей в каком-то амбаре. Это и есть первое крупное испытание Джона и, замаскированное сценарными уловками, происходит за 13 лет до начала новых убийств.
Именно в нём участвовал Логан и его он решил повторить, чтобы вывести Хэллорана на чистую воду. Среди участников выделю, разве что, актрису Лору Вандерворт. Её персонаж был соседкой Джона, которая убила своего новорождённого ребёнка и скинула вину на мужа. Там был парень, который продал испорченный мотоцикл племяннику Крамера.
Вроде бы пытаешься уследить за сюжетом, но постоянно отвлекаешься на восхитительно глупые моменты в виде анализа ДНК, путём накладывания результатов друг на друга или на мысли о том, как злодей смог украсть тело подозреваемого и закопать его вместо Крамера, а при эксгумации никто не обратил внимания на только что разрытую землю.
В общем, Пила 8 вышла совсем не тем, чего от неё ждёшь, а практически пародием на оригинальные фильмы. Вместо более подробного взгляда на Логана, как нового антагониста, раскрытия его желания говорить за мёртвых, мы имеем объяснение откуда взялись тухлые свиньи в третьей части — у Джил была свиная ферма, в которой свиньи подхватили неизлечимую болезнь.
Мы узнали, что у Крамера был ещё один верный подручный, который более 10 лет не делал ничего и даже не был знаком с остальными. Ну ладно, может дальше про него расскажут побольше, ведь возвращение Пилы собрало более сотни миллионов в прокате.
Пила: Спираль (2021)

Однажды на торжественном мероприятии Крис Рок встретил вице-президента студии Lionsgate. Слово за слово и известный комик рассказал свою идею новой Пилы. На старости лет он решил поэкспериментировать со своей карьерой и добавить больше драматических ролей в собственную фильмографию, и почему бы не обратиться к хоррорам.
Имея громкое имя в касте, студия решила запустить спин-офф основной серии под названием Спираль: Из книги Пилы. Естественно, фильм прошёл через, вызванный ковидом, кинокризис двадцатого года и смог выйти только в двадцать первом. Продержался в кинотеатрах всего 2 недели, а потом сразу отправился на стриминг, в итоге, собрав всего 40 млн. при бюджете в двадцать. Критики и зрители тоже были не сильно довольны полученным результатом.
Начинается всё традиционно — маньяк заманивает полицейского в ловушку и заставляет его вырвать язык, чтобы не попасть под приближающийся поезд. А дальше появляется наш герой, Зик, сыгранный Крисом Роком. Фильм внезапно превращается в невнятное кино о взаимоотношениях последнего честного копа в участке и новичка Шенка, сыгранного Максом Мингеллой.
Они пройдут через классическое притирание характеров, а потом молодого полицейского убьют, не показав саму игру. Спасибо, он и есть убийца — невероятный поворот. Оказывается, отца Шенка убил грязный коп, а Зик был единственным, кто выступил против нечестного полицейского, поэтому новый Конструктор очень хочет, чтобы Крис Рок начал работать с ним и покарал всех взяточников.
Главой этой схемы был отец Зика, сыгранный Сэмюэлом Л. Джексоном. Если честно, представить трудно, что этот актёр снимется в Пиле, хотя его экранного времени, в лучшем случае, наберётся на 10 минут. Понятно, чего именно хотел Крис Рок — он, кстати дописывать сценарий и выступил продюсером, хотел сделать пилу по-настоящему остросоциальной историей.
История злодеяний Джона Крамера всегда была отстранённой от реальности, несмотря на то, что проговаривались актуальные проблемы общества. Спираль попробовала подвести маньяка-подражателя к образу настоящего мстителя, карающего злодеев. Большую роль сыграло движение Black Lives Matter. Не просто так персонажа Джексона убьют полицейские, не разобравшись в чём же дело.
Крах правоохранительной системы, как главная идея ужастика о коварных ловушках. Даже новая кукла Билли, Мистер Снаг, представляет из себя свинью, что также является оскорблением в сторону американских полицейских.
Пила: Спираль получилась очень странным бадди-муви с расчленёнкой и крайне скучным финальным поворотом. Ещё не оставляет ощущение, что Крис Рок и сценаристы Пилы, которые вернулись и сейчас, будто бы не понимают франчайз. Удивительно видеть такой результат при условии, что режиссёром вновь выступил Даррен Линн Боусманн, не снявший со времён четвёртой Пилы ничего выдающегося.
Что касается драматической карьеры Криса Рока, то, всё-таки, это не его направление. Постоянно кажется, что он скорее кривляется, чем действительно страдает. Спираль очень странный спин-офф культовой серии. Вроде бы есть всё из прошлых фильмов, но результат не работает.
У студии были идеи запустить сериал по мотивам этого фильма, но проект быстро завернули после неудачного проката. Авторы заявили в интервью, что это всего лишь сторонняя история, расширяющая вселенную.
Пила 10 (2023)

Продюсеры серии решили прекратить ненужные эксперименты с концепцией. Обе истории про подражателей не нашли отклика в сердцах зрителей, а значит нужно вернуться к знакомым персонажам пока есть такая возможность. Тобину Беллу уже перевалило за 80 и стоит дать ему шанс вновь воплотить на экране знаменитого маньяка, раз силы позволяют, а если фильм понравится массам, то и несколько раз.
Возраст не мешает ему играть пятидесятилетнего Джона Крамера. Старость Можно списать на проявление болезни персонажа. К режиссуре вернулся Кевин Гротерт, постановщик шестой и седьмой частей, который несколько раз пытался продолжить свою хоррор-карьеру, но его фильмы выходили, мягко говоря, не слишком удачные.
Итак, действие происходит между первой и второй частями серии, то есть с 2004 по 2005 год. Крамер ищет лекарство от своего дуга и отправляется в Мексику, чтобы воспользоваться услугами прорывных экспериментальных хирургов, но они оказываются мошенниками и Конструктор решает отомстить. Из США на помощь кумиру приезжает его подручная и так начинаются мексиканские каникулы Джона и Аманды.
Авторам удалось ещё больше выставить Крамера положительным персонажем, правда, для этого его жертвами стали преступники, наживающиеся на отчаявшихся раковых больных. Этот раз работает на историю и ставит зрителя в неудобное положение. Когда ловишь себя на мысли, что сочувствуешь человеку, убившему десятки людей.. В общем, моральные качели главное достоинство десятой части.
Для искушённых любителей серии местные повороты могут показаться простоватыми, хотя тут есть несколько сюжетных ходов, которые никогда раньше не использовались в Пиле. Но что действительно удивляет, фильм не о них — он о Джоне Крамер, его внутреннем мире и стремлении к добру, которое в его больном сознании приобретает совсем уж кошмарный вид.
Авторы решили не рисковать и вернуть знакомых персонажей, но внезапно сделали самый инновационный фильм серии. Всего-то нужно было сделать Крамера главным героем. Так как ему приходится действовать спонтанно, на чужой территории, то новые ловушки выглядят сделанными наспех. Но чем дальше, тем видимо у Джона разгоралось воображение и некоторые инструменты вышли на уровне седьмой части.
Пила 10, взявшая такой заголовок ради прекрасно выглядевшего на постере икса, возвращает зрителей в прошлое и в то же время максимально отдаляется от первых частей. Кстати, в фильме есть сцена после титров, не пропустите её. Так как это приквел, не секрет, что Джон выживет и дальше его будет ждать испытание в доме с нервно-паралитический газом, а вскоре и конец жизненного пути.
Создатели решили испытать нас, выдав максимально трогательную историю про серийного убийцу. За него хочется болеть, сопереживать, но стоит поддаться этим чувствам, как мы проиграем, ведь это и есть игра, которую ведёт с нами Джон Крамер через экран уже десятый фильм.