Памятник Тысячелетие России — это монумент, установленный в Новгороде в 1862 году в честь тысячелетия призвания варягов на Русь. Его открытие стало важным событием, символизирующим тысячелетнюю историю российского государства.
Памятник выполнен в форме огромного колокола, на котором расположены фигуры более сотни исторических деятелей России, представляющих различные эпохи и сферы деятельности. Скульптурные композиции памятника делятся на три яруса:
- Верхний ярус: Венчает памятник фигура ангела, олицетворяющего православие, и коленопреклоненного перед ним святого.
- Средний ярус: Изображает сцены из истории России, такие как крещение Руси, реформы Петра I и другие.
- Нижний ярус: Здесь представлены скульптурные изображения выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей и ученых, которые внесли значительный вклад в развитие страны.
Памятник Тысячелетие России является символом национального единства и культурного наследия. Он был установлен в период, когда страна переживала важные преобразования и реформы, и стал символом силы и сплоченности русского народа.
Памятник также является важным туристическим объектом и одним из ключевых символов Великого Новгорода, сохраняя значимость и культурную ценность для современного поколения.
История создания
Памятник Тысячелетие России, расположенный в Великом Новгороде, является одним из самых значимых и величественных монументов в истории России. Он был открыт в 1862 году и посвящен тысячелетию призвания варягов на Русь — событию, которое ознаменовало начало российской государственности. Этот памятник не только отражает богатую историю страны, но и символизирует национальное единство и культурное наследие России.
Замысел и проектирование
Идея создания памятника принадлежит императору Александру II, который в 1857 году подписал указ о сооружении монумента в честь тысячелетия российского государства. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие многие выдающиеся архитекторы и скульпторы того времени.
Победителем конкурса стал проект архитектора Виктора Гартмана и скульптора Михаила Микешина. Их концепция была уникальной и грандиозной: памятник должен был представлять собой огромный колокол, украшенный многочисленными фигурами, олицетворяющими важнейшие исторические события и выдающихся деятелей России.
Создание и установка памятника
Работы над памятником начались в 1859 году. Скульптурные элементы были выполнены Иваном Шредером и Александром Опекушиным, которые тщательно прорабатывали каждую деталь, чтобы создать реалистичные и выразительные образы. Памятник состоял из трех ярусов, каждый из которых имел свое символическое значение.
Установка памятника завершилась в 1862 году. Торжественное открытие состоялось 8 сентября того же года в присутствии императора Александра II, членов императорской семьи, высокопоставленных чиновников и многочисленных горожан. Это событие стало важной вехой в истории России, символизируя тысячелетнюю историю российского государства.
Историческое значение и современность
Памятник Тысячелетие России стал символом национального единства и культурного наследия. Он отражает величие и многообразие российской истории, подчеркивая вклад каждого поколения в развитие страны. На протяжении многих лет памятник оставался важным объектом культурного наследия и привлекал внимание как жителей России, так и иностранных гостей.
В советское время памятник пережил сложные периоды. В годы Великой Отечественной войны он был поврежден, но после войны тщательно восстановлен. Сегодня памятник Тысячелетие России является одним из ключевых символов Великого Новгорода и важным туристическим объектом.
Его величественный облик и историческая значимость продолжают вдохновлять и привлекать людей, напоминая о богатом и героическом прошлом России. Памятник остается не только свидетельством истории, но и символом силы и сплоченности русского народа.
Монумент
Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также, «шапку Мономаха», знаменующую величие России.
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ-го лѣта 1862».
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
Верхняя часть
Верхняя часть монумента — мощный шар с крестом, это держава — символ царской власти. Рядом с крестом ангел — символ православия и коленопреклоненная перед ним женщина — Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра И, лета 1862».
Шар Держава
Вокруг шара-державы — шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III — на восток, к Москве.
На юго- восточной стороне представлен Дмитрий Донской — оттуда нависла татарская угроза. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север — к берегам Балтики, к новой столице Российской империи — Петербургу.
Князь Рюрик
Начальный период русской государственности представлен мощной фигурой князя Рюрика — первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» — легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.
Крещение Руси
Одна из красивейших композиций памятника — Крещение Руси. В центре — святой равноапостольный князь Владимир, в его правой руке византийский восьмиконечный крест — символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.
Дмитрий Донской
Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского, попирающего воина Золотой Орды. В руках князя бунчук — символ татарской власти.
Единодержавие
Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, посвящена событиям конца XV века. Великий князь московский Иван III, дед Ивана Грозного, представлен в центре композиции как единодержавный государь — в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках. У ног его — покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя в знак окончательной победы над татаро-монголами в 1480 году, за ним-литовский рыцарь, и полулежит, сбитый с ног ливонский рыцарь с обломком меча в руке.
Между ливонцем и государем — еще один, скромно представленный персонаж. Авторы назвали его «сибиряком» — символом присоединения Сибири к Русскому царству. Но образ этот имеет и другое, более широкое толкование. В облике крестьянина воплощен простой народ, на чьих руках лежит Держава, — а с нею — все тяготы и вся уникальность Российской истории.
Минин и Пожарский
На западной стороне находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». В 1613 году первым из династии шестнадцатилетний Михаил становится русским царем. Перед ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна — это они создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.
Пётр I
На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I, основателя Российской империи. Над плечом императора распростёр крылья «гений славы», указующий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, пытающийся спасти разорванное знамя.
Горельефный фриз
Наибольший интерес представляет нижняя часть памятника. Её опоясывает горельефный фриз из 109 фигур. Он делится на четыре раздела, где Микешин решил «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличению России».
Военные люди и герои
- Святослав Игоревич (неизв. — 972) — великий князь Киевский
- Мстислав Удалой (неизв. — 1228) — князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий
- Даниил Галицкий (1201 — 1264) — политический деятель, полководец
- Довмонт (неизв. — 1299) — Псковский князь
- Александр Невский (1220 — 1263) — князь Новгородский, великий князь Владимирский
- Михаил Ярославич (1271 — 1318) — князь Тверской
- Дмитрий Донской (1350 — 1389) — великий князь Владимирский и Московский.
- Кейстут (неизв. — 1382) — князь Тракайский и Жемайтийский
- Холмский Д. Д. (неизв. — 1493) — московский воевода времен Ивана III
- Воротынский М. И. (1510 — 1573) — полководец времен Ивана Грозного
- Щеня Д. В. (неизв. — 1515) — князь, воевода
- Марфа Борецкая (неизв.) — жена новгородского посадника Исака Борецкого
- Ермак Тимофеевич (неизв. — 1585) — казачий атаман, предводитель похода в Сибирь
- Скопин-Шуйский М. В. (1586 — 1610) — князь, государственный и военный деятель
- Пожарский Дмитрий (1578 — 1641) — князь, организатор народного ополчения времен Смуты
- Минин (Сухорук) Кузьма (неизв. — 1616) — организатор народного ополчения во время Смуты
- Авраамий Палицын (неизв. — 1626) — келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель
- Хмельницкий Б. М. (1595 — 1657) — гетман Украины
- Сусанин Иван (неизв.) — герой освободительной борьбы во время Смуты
- Шереметев Б. П. (1652 — 1719) — фельдмаршал, дипломат, сподвижник Петра I
- Голицын М. М. (1675 — 1730) — генерал-фельдмаршал
- Салтыков П. С. (1698 — 1772) — генерал-фельдмаршал
- Миних Б. К. (1683 — 1767) — генерал-фельдмаршал
- Орлов А. Г. (1737 — 1807) — генерал-адмирал
- Румянцев-Задунайский П. А. (1725 — 1796) — фельдмаршал
- Суворов А. В. (1729 — 1800) — генералиссимус, великий полководец
- Барклай-де-Толли М. Б. (1761 — 1818) — генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года
- Кутузов М. И. (1745 — 1813) — генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года
- Сенявин Д. Н. (1763 — 1831) — флотоводец, адмирал
- Платов М. И. (1751 — 1818) — войсковой атаман, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года
- Багратион П. И. (1765 — 1812) — князь, генерал от инфантерии, герой войны 1812 года
- Дибич-Забалканский И. И. (1785 — 1831) — генерал-фельдмаршал
- Лазарев М. П. (1788 — 1851) — адмирал
- Паскевич И. Ф. (1782 — 1856) — генерал-фельдмаршал
- Корнилов В. А. (1806 — 1854) — вице-адмирал, геройобороны Севастополя
- Нахимов П. С. (1802 — 1855) — флотоводец, адмирал, герой обороны Севастополя
Писатели и художники
- Ломоносов М. В. (1711 — 1765) — великий ученый, поэт, художник
- Фонвизин Д. И. (1744 — 1792) — писатель и драматург
- Кокоринов А. Ф. (1726 — 1772) — архитектор, ректор Академии художеств
- Державин Г. Р. (1743 — 1816) — поэт, государственный деятель
- Волков ф. Г. (1729 — 1763) — актер, создатель первого русского театра
- Карамзин Н. М. (1766 — 1826) — писатель, историк
- Крылов И. А. (1768 — 1844) — баснописец
- Жуковский В. А. (1783 — 1852) — поэт
- Гнедич Н. И. (1784 — 1833) — поэт, переводчик Гомера и др.
- Грибоедов А. С. (1795 — 1829) — дипломат, писатель
- Лермонтов М. Ю. (1814 — 1841) — великий русский поэт
- Пушкин А. С. (1799 — 1837) — великий русский поэт
- Гоголь Н. В. (1809 — 1852) — великий русский писатель
- Глинка М. И. (1804 — 1857) — композитор
- Брюллов К. П. (1799 — 1852) — художник
- Бортнянский Д. С. (1751 — 1825) — композитор
Просветители
- Св. Кирилл (827 — 869) — славянский просветитель и создатель славянской письменности
- Св. Мефодий (ок. 815 — 885) — славянский просветитель и создатель славянской письменности
- Св. Ольга (неизв. — 969) — великая княгиня, жена Игоря, мать Святослава
- Владимир Святославич (неизв. — 1015) — великий князь, креститель Руси
- Св. Авраамий (втор. пол. XIV в.) — епископ ростовский, проповедник христианства
- Св. Антоний Печерский (983 — 1073) — преподобный, основатель Киево-Печерской лавры
- Св. Феодосии Печерский (1008 — 1074) — преподобный, игумен Киево-Печерской Лавры
- Св. Кукша (неизв. — 1217) — иеромонах Киево-Печерской Лавры
- Нестор (ок. 1056 — 1110) — древнерусский историк и публицист
- Св. Алексий (ок. 1293 — 1378) — митрополит Киевский и всея Руси
- Св. Стефан Пермский (ок. 1340 — 1396) — епископ, проповедник христианства в Пермском крае
- Св. Кирилл Белозерский (1337 — 1427) — основатель Кирилло-Белозерского монастыря
- Св. Сергий Радонежский (1321 — 1391) — преподобный, основатель Троице-Сергиевой Лавры
- Петр Могила (1596 — 1647) — митрополит Киевский и Галицкий
- Максим Грек (1475 — 1556) — писатель и публицист
- Св. Савватий (неизв. — 1435) — преподобный, основатель Соловецкого монастыря
- Св. Зосима (неизв. — 1478) — преподобный, основатель Соловецкого монастыря
- Св. Иона (неизв. — 1461) — митрополит, первый из возведенных в сан без согласия Византии
- Макарий (1482 — 1563) — митрополит Московский
- Св. Варсанофии (неизв. — 1576) — архиепископ Тверской
- Св. Гурий (неизв. — 1564) — архиепископ Казанский
- Константин Острожский (1526 — 1608) — князь, киевский воевода
- Никон (1605 — 1681) — шестой патриарх Московский и всея Руси
- Ртищев Ф. Н. (1625 — 1673) — государственный деятель
- Св. Дмитрий Ростовский (1651 — 1709) — церковный деятель, писатель
- Св. Тихон Задонский (1724 — 1783) — епископ Ладожский, Воронежский, писатель
- Св. Митрофаний Воронежский (1623 — 1703) — первый епископ Воронежский
- Конисский Григорий (1717 — 1795) -.архиепископ Белорусский, писатель
- Феофан Прокопович (1681 — 1763) — архиепископ Новгородский, писатель
- Платон (Левшин) (1737 — 1812) — митрополит Московский
- Иннокентий (1800 — 1867) — архиепископ Херсонский и Таврический, богослов
Государственные люди
- Ярослав Мудрый (ок. 978 — 1054) — великий князь Киевский
- Владимир Мономах (1053 — 1125) — великий князь Киевский
- Гедимин (неизв. — 1341) — великий князь Литовский
- Ольгерд (1345 — 1377) — великий князь Литовский
- Витовт (1350 — 1430) — великий князь Литовский
- Иван III (1440 — 1505) — великий князь Московский
- Сильвестр (неизв. — ок. 1566) — политический деятель времен Ивана Грозного
- Анастасия Романова (1530 — 1560) — первая жена царя Ивана Грозного
- Адашев А. Ф. (неизв. — 1561) — политический деятель времен Ивана Грозного
- Гермоген (1530 — 1612) — патриарх с 1606 по 1612 гг.
- Михаил Федорович Романов (1597 — 1645) — первый царь династии Романовых
- Филарет (1554 — 1633) — патриарх, отец царя Михаила Романова
- Ордин-Нащокин А. Л. (1605 — 1680) — государственный деятель и дипломат
- Матвеев А. С. (1625 — 1682) — государственный деятель и дипломат
- Алексей Михайлович (1629-1676) — второй царь династии Романовых
- Петр I (1672 — 1725) — русский царь, с 1721 года — император
- Долгорукий Я. Ф. (1639 — 1720) — государственный деятель, военачальник, сподвижник Петра
- Бецкой И. И. (1704 — 1795) — общественный деятель Екатерининской эпохи
- Екатерина II (1729 — 1796) — российская императрица
- Безбородко А. А. (1747 — 1799) — государственный деятель Екатерининской эпохи
- Потемкин Г. А. (1739 — 1791) — государственный деятель Екатерининской эпохи
- Кочубей В. П. (1768 — 1834) — государственный деятель, дипломат
- Александр I (1777 — 1825) — российский император
- Сперанский М. М. (1772 — 1839) — государственный деятель
- Воронцов М. С. (1782 — 1856) — государственный деятель
- Николай I (1796 — 1855) — российский император
Памятник Тысячелетие России на банкноте
Памятник Тысячелетие России изображен на банкноте номиналом 5 рублей, выпущенной Центральным банком Российской Федерации. Эта банкнота является частью серии, посвященной российским городам и их историческим и культурным достопримечательностям.
История выпуска банкноты
Банкнота с изображением памятника Тысячелетие России была выпущена в обращение в 1997 году. Это был период, когда Центральный банк России проводил денежную реформу, вводя новые банкноты и монеты с целью стабилизации национальной валюты и повышения уровня защиты от подделок. Банкнота номиналом 5 рублей стала одной из таких новых банкнот.
Дизайн
На лицевой стороне банкноты изображен памятник Тысячелетие России, находящийся в Великом Новгороде. Памятник занимает центральное место на банкноте, подчеркивая его историческую и культурную значимость. Вокруг изображения памятника можно увидеть элементы архитектуры Новгорода, что дополнительно акцентирует внимание на исторической ценности города.
На оборотной стороне банкноты изображены другие достопримечательности Великого Новгорода, включая Софийский собор — одну из старейших каменных церквей на территории России, что подчеркивает духовное и культурное наследие города.
Эта банкнота стала не только средством платежа, но и своеобразным символом, объединяющим прошлое и настоящее России, подчеркивая ее историческую преемственность и культурное богатство.
Заключение
Этот памятник стал важным культурным и туристическим объектом, привлекающим внимание как российских, так и зарубежных гостей. Он символизирует национальное единство, духовное и культурное наследие России.
Памятник Тысячелетие России не только отражает величие и многообразие истории страны, но и продолжает вдохновлять, напоминая о важности сохранения культурного наследия и исторической памяти. Он остается ярким символом силы и сплоченности русского народа, являясь неотъемлемой частью культурного пейзажа Великого Новгорода и всей России.