Более 25-ти лет минуло с тех пор, как нам впервые поведали о Раккун-Сити, Т-вирусе и корпорации Umbrella. Разработчики даже не предполагали насколько популярный бренд был ими создан. Настолько, что на текущий момент Resident Evil является самой успешной серией студии Сapcom. За все эти годы вышло порядка 30 игр, снято 6 полнометражных фильмов и написано 7 новелл. В серии были хитовые сиквелы, революционные спин-оффы, улучшенные ремейки, скучные филлеры и многое другое.
Далеко не всем известно, что фундамент Resident Evil был заложен задолго до её выхода. В 1989 году вместе с фильмом «Sweet Home» вышла одноименная игра от Capcom. По сюжету игры, пятеро приключенцев отправляются в старый особняк, чтобы сфотографировать некие фрески и оказываются в нём заперты. Мало того, вскоре выясняется, что дом населён всевозможными монстрами и призраками. Чтобы помочь бедолагам выбраться из западни, нужно было задействовать всех героев, ведь каждый персонаж обладал уникальными способностями. Официально проект не выходил за пределами Японии, поэтому особой популярности не снискал.
Спустя пять лет, в 1994 малоизвестный, тогда, гейм-дизайнер Синдзи Миками решил возродить Sweet Home, но несмотря на то, что сиквел сохранил некоторые узнаваемые черты оригинала. По мере разработки, игра удалялся от первой части всё сильнее и сильнее. В результате проект настолько изменился, что получил иное название. И вот, в марте 1996 года, на консоли PlayStation вышла игра Biohazard. Тут стоит пояснить, что в Японии, на родине этого франчайза, игры серии до сих пор выходят под заголовком «Биологическая угроза».
Однако при регистрации данной торговой марки в Америке оказалось, что она занята музыкальной группой и какой-то dos-игрой, которая уже канула в лету. Недолго думая, Capcom устроила конкурс на новое название и по его итогам самым годным вариантом был признан Resident Evil.
Сюжет игры
Раккун-Сити — небольшой промышленный городок, расположен на среднем западе Соединённых Штатов в большей степи. Он держится на плаву благодаря корпорации Umbrella. Этот гигант фармацевтической индустрии был основан в 1966 году тремя учеными: Озвеллом Спенсером, Джеймсом Маркусом и Эдвардом Эшфордом. В окрестностях Раккун-Сити росли особые травы, которые ученые корпорации использовали в своих препаратах. Около 40-ка процентов ста тысячного населения города работало на Амбреллу. Раккун-Сити начал расти, ровно, как и преступность в нём.
В 1996 году для борьбы с терроризмом был создан Специальный Тактический Спасательный Отряд, в оригинале S.T.A.R.S. Именно здесь и служили герои первой части игры.
В мае 1998 года недалеко от Раккун-Сити, в Арклейском лесу начали находить изуродованные тела. Над жертвами явно поработали каннибалы. Убийства продолжались несколько месяцев и 24 июня на расследование этого инцидента было решено отправить команду Браво из отделения S.T.A.R.S. Из-за технической неисправности вертолет совершил аварийную посадку и с ним пропала связь. На помощь сослуживцам отправился отряд Альфа. Его бойцы должны были найти отряд и выяснить наконец, что за чертовщина творится в этом лесу.
Игра встречает на заставке живыми актёрами, действия которой происходит сразу после высадки команды Альфа в лесу. Первой же находкой становятся останки Эдвард Дьюи, а следом на корм собакам отправляется техник отряда Джозеф Фрост. Потеряв одного из сослуживцев трое выживших добираются до особняка. Тут стоит отметить, что перед началом игры нам предлагают выбрать персонажа. Всего их два — первый это отставной лётчик ВВС, стрелок Крис Рэдфилд. Второй — Джилл Валентайн, тоже бывшая военная, ранее служившая в подразделении Дельта.
В зависимости от выбора героя сюжетная линия меняется. Если предпочесть Джилл, то до особняка доберется она, лидер команды Альберт Вескер и оружейник Барри Бёртон. А при игре за мужского персонажа, нашими спутниками будут Вескер и Валентайн. Впрочем, не нужно ожидать, что вы увидите две различные кампании. Меняются лишь некоторые сценки, напарники и последовательность событий, да и задачи у всех героев одна — разобраться, что случилось в особняке и выбраться из этого проклятого места.
Собственно, здесь и просматривается связь со Sweet Home — у нас вновь есть несколько героев, попавших в ловушку в старом доме, где повсюду бродят ненасытные зомби, а для того, чтобы продвигаться вперед, необходимо искать всевозможные ключ, решать головоломки, а также исследовать особняк и прилегающую территорию. Немного о героях: Крис мог выносить куда больше повреждений, стрелять точнее, однако, баланса ради его рюкзак был уменьшен до шести слотов. В плане арсенала, у каждого были собственные пушки, недоступные второму персонажу, такие как — гранатомёт за Джилл и огнемёт за Криса.
Поскольку игра базировалась, отчасти, на решение загадок и расследований, то каждый предмет можно было покрутить для лучшего с ним ознакомления, а иногда и найти в нем неожиданные плюшки. Ещё один момент, касательно целебных трав, растущих в окрестностях Раккун-Сити. Эта особенность сюжета нашла своё место и в геймплее, ведь лечиться героям приходится всевозможными подорожниками. Комбинируя между собой разные виды растений, можно было получить более мощные эффекты, например, частичное или полное восстановление здоровья, а также исцеление от яда.
Ввиду малого размера инвентаря, все вещи складывались в универсальный телескопический четырёхмерный сундук, который был доступен в любой комнате сохранения. Большую часть времени игроку приходится гулять по особняку в одиночку. Однако у каждого из героев был компаньон. В случае с Джилл им был Барри, а Крису в напарницы доставалась Ребекка Чемберс — выживший медик из команды Браво. Напарники не были бесполезной обузой, которых, к тому же, ещё и защищать надо. Барри делился с Джилл патронами или же иногда выручал из передряг, а Ребека могла задаром пришить крису все оторванные «пятки» на место.
Переступая через трупы, герои скитались по особняку, особую опасность в котором представляли мутировавшие собаки, но и обычные зомби. После всех невзгод, мы держим путь в домик охраны, населенный ядовитыми пауками, кровожадными акулами, злыми осами и большим растением. Однако особняк не остаётся за бортом, поскольку в нём еще полно закрытых комнат. Исследовав же всё, что было не до исследовано, герои попадают в канализацию, где находят последнего члена команды Браво — Энрико Марини. Прежде, чем погибнуть от руки неизвестного убийцы, он успевает сказать что-то о двойном агенте и предательстве.
Героям остаётся только идти вперед и обнаружить под особняком большой исследовательский комплекс Амбреллы, в котором скрывается вся правда о творящихся в округе ужасах, работе корпорации над вирусом Т, а также его испытаниях. Находится и тот самый двойной агент — им оказывается Альберт Вескер, внедрённый в отряд S.T.A.R.S., чтобы его уничтожить. Как и любой злодей, он раскрывает все свои планы и демонстрирует грандиозный проект «Тиран». Конечно же, это супер солдат, заражённый вирусом и при этом, обладающий с ним совместимостью. Первое, что делает пробудившийся монстр, так это убивает подлеца, а героям предстоит всю эту кашу расхлебывать.
После битвы система самоликвидации комплекса вежливо напоминает о том, что самое время сматываться. Кстати если игрок нашёл три секретных диска, то сможет спасти из темницы второго персонажа. Тем временем, трусливый пилот Брэд возвращается таки, чтобы эвакуировать выживших. Последним препятствием на пути к спасению становится неугомонный Тиран, которого приходится феерично убить из ракетницы. За несколько секунд до взрыва вертолёт героически улетает и особняк взлетает на воздух.
Такой финал вы увидите, если выберете Криса. Концовка при игре за Джилл почти идентично, однако, тут всплывает одна интересная сюжетная деталь — все это время Вескер угрожал Барри Бёртону расправой над его семьей. В результате тот был вынужден помогать Альберту, в частности, схватить Криса. Впрочем, подобная концовка далеко не единственное. У этой истории, ни много ни мало, семь финалов. Выбор концовки зависит от того, смогли ли вы освободить второго игрока из плена и погиб ли ваш напарник в течение игры.
Для увеличения реиграбельности, после прохождения в карманах героев появлялось ранее не встречавшееся оружие, а также ключ от гардероба, где можно было сменить одежду и пройти игру в нестандартном костюме. И пусть рассказанная история была откровенно слаба и полна банальности, разработчикам удалось главное — в Resident Evil приходилось натурально выживать. Игрока загоняли в постоянно сужающиеся рамки, патронов всегда не хватало, а порой сбежать с поля боя было куда умнее, чем тратить припасы. Сохраняться же разрешалось только у специальных пишущих машинок и, более того, для записи требовались чернила, который сперва нужно было где-то раздобыть. Ну и плюс ко всему, камера нарочито выбирала такой ракурс, чтобы ограничить угол обзора, создавая эффект записи камеры видеонаблюдения.
Увы, посредственный сценарий был не единственным минусом проекта. Английская озвучка оказалось едва ли не худший в истории: персонажи постоянно переигрывали, а их интонация это настолько не соответствовала ситуации, что игра попала в Книгу рекордов Гиннесса за самые ужасные диалоги.
Игра положило начало новому жанру, хотя до этого уже были проекты, вроде Alone in the Dark, которые являлись родоначальником подобного типа геймплея. Но при упоминании слов survival horror на ум, обычно, сразу приходит именно Resident Evil. Неудивительно, что эта игра стала одной из самых продаваемых на консоли PlayStation.
Европейская версия была слегка отцензурина. Заставочный ролик был чёрно-белым и некоторые момент из него убрали, но через некоторое время было решено выпустить новое здание под названием Director’s Cut, котором цензура была убрана, а также изменилось положение камеры и предметов. Были введены уровни сложности, героев переодели в новые костюмы, а для тех, кто изучил особняк из оригинала вдоль и поперёк приготовили пару сюрпризов.
Позже была выпущена версия с поддержкой джойстика DualShock, названная соответственно. Помимо этого, игра вышла на ПК и Sega Saturn. На последней, кстати, была представлена мини-игра, задачей в которой было пройти сквозь несколько комнат, кишащих врагами. В свое время Capcom также планировала выпустить порт на Game Boy Color, но в итоге было решено свернуть проект из-за плохого качества. Сейчас так же игра доступна на PlayStation Network и на Nintendo DS, получившая подзаголовок Deadly Silence, однако, это уже было в 2006 году.
Resident Evil в кино
Фильмы ужасов всегда занимали особое место в сердцах киноманов. Они способны заставить нас замирать от страха, прокладывая путь к самым глубоким уголкам нашей души. И в мире кино есть определенный жанр, который нашел своих преданных фанатов — фильмы о зомби. И одна из самых известных франшиз в этом жанре — Обитель Зла, режиссерского дуэта Пола У. С. Андерсона и Александра Вита.
Фильм Обитель Зла (2002) стал не только революцией в жанре зомби-фильмов, но и стал настоящим вызовом традиционным представлениям о зомби-апокалипсисе.
Одним из главных факторов, который сделал фильм уникальным, была его героиня — Алиса, исполненная знойной Милой Йовович. Алиса — сильная, харизматичная и неуязвимая героиня, которая стала воплощением женской силы и независимости в жанре ужасов. Она не только сражается с ордами зомби, но и демонстрирует свою непреклонность и умение выживать в экстремальных условиях. Ее образ стал символом женской эмансипации и смелости, что было особенно важно для киноиндустрии начала 2000-х годов.
Но фильм не только предложил новую героиню, но и взорвал сознание зрителей своим уникальным подходом к зомби-мифологии. Вместо традиционных «медленных» зомби, которых мы видим в большинстве зомби-фильмов, Обитель Зла представил зомби-суперсолдат — быстрых, сильных и умных монстров, созданных зловещей корпорацией «Амбрелла». Этот новаторский подход к зомби-жанру вызвал в зрителях ажиотаж и оживленные дискуссии о том, что такое зомби на самом деле и как они должны выглядеть.
Еще одной важной составляющей фильма была его визуальная эстетика. От декораций до костюмов персонажей, всё в фильме было пропитано стилем и атмосферой, которая сочетала в себе научно-фантастические и ужасные элементы. Лаборатории «Амбреллы», мрачные коридоры и разрушенные города создавали уникальную картину мира после зомби-апокалипсиса, притягивая зрителей своим таинственным и устрашающим обликом.
Фильм Обитель Зла также поразил зрителей своими захватывающими боевыми сценами и спецэффектами. Динамичные битвы с зомби и другими опасностями, использование современного оружия и техники, а также невероятные визуальные эффекты создавали эпическую атмосферу и удерживали в напряжении до самого конца фильма.
Фильм также поднимает важные социальные и этические вопросы, такие как моральные последствия научных экспериментов, коррупция и государственный контроль, борьба за выживание и грань между человечностью и монстром. Эти темы делают фильм более глубоким и зрелым, привлекая к себе не только любителей ужасов, но и тех, кто интересуется философскими аспектами кино.
Нельзя не отметить также отличную работу актерского состава фильма. Мила Йовович в роли Алисы оказалась идеальным выбором, воплощая на экране сильную и харизматичную героиню. Мишель Родригес, Эрик Мабиус и другие актёры также произвели впечатление своими выразительными выступлениями, создавая живых и запоминающихся персонажей.
Несомненно, одним из ключевых элементов успеха фильма стало его музыкальное сопровождение. Саундтрек, написанный известным композитором Марко Белтрами, подчеркивал напряжение и интенсивность событий на экране, добавляя в фильм дополнительную эмоциональную глубину. Узнаваемая мелодия главной темы стала настоящим хитом и до сих пор ассоциируется с франшизой Обитель Зла.
Фильм также не обошелся без контроверзий. Некоторые критики указывали на то, что сюжет фильма может показаться некогерентным и сложным для понимания, особенно для тех, кто не знаком с игровой вселенной Resident Evil. Однако, именно эта непредсказуемость и необычность сюжета сделали фильм привлекательным для многих зрителей, которые устали от стандартных сюжетных линий и хотели увидеть нечто новое и оригинальное.
Несмотря на разногласия среди критиков, Обитель Зла стал настоящим культовым явлением в мире кино. Фильм породил множество сиквелов, предиквелов, ремейков и адаптаций, а также огромное количество фанатов, которые до сих пор остаются верными этому уникальному франчайзу.
В ролях:
- Милла Йовович (Элис) — талантливая актриса, исполнившая главную роль в фильме. Она сыграла роль сильной и харизматичной героини, которая борется со злом и выживает в мире, зараженном зомби-вирусом. Милла Йовович прекрасно справилась с физическими требованиями роли, проявив неподдельный энтузиазм и энергию.
- Мишель Родригес (Рейн) — энергичная актриса, сыгравшая роль темпераментной и сильной женщины, членом команды спецназа, которая сопровождает Алису в её борьбе с зомби. Мишель Родригес прекрасно передала характер своего персонажа, проявив его дерзость, решительность и бескомпромиссность.
- Эрик Мабиус (Мэтт) — талантливый актер, исполнивший роль члена команды спецназа, проявившего смекалку и решительность в борьбе с зомби. Эрик Мабиус прекрасно справился с ролью, передавая внутреннюю борьбу и стремление выжить в опасных условиях.
- Джеймс Пьюрфой (Спенсер) — актер, исполнивший роль загадочного и таинственного персонажа, чьи действия влияют на сюжет фильма. Джеймс Пьюрфой сыграл свою роль мастерски, передавая сложность и многогранность своего персонажа.
- Колин Сэлмон (Доктор Исаакс) — выдающийся актер, сыгравший роль загадочного и мрачного антагониста фильма. Колин Сэлмон создал запоминающийся образ злодея, передавая его хладнокровие, интеллект и безжалостность.
- Мартин Крюгер (Капитан Райн) — актер, исполнивший роль лидера команды спецназа, который оказывается в центре событий фильма. Мартин Крюгер передал авторитет и решительность своего персонажа, создавая образ крепкого и уверенного в себе военного.
- Миша Бартон (Лиза) — молодая и талантливая актриса, сыгравшая роль дочери ученого, которая оказывается втянутой в опасные события. Миша Бартон передала наивность и уязвимость своего персонажа, создавая образ молодой женщины, попавшей в кошмарный мир зомби-апокалипсиса.
Актерский состав фильма великолепно сработал вместе, создавая на экране ярких и запоминающихся персонажей, каждый со своей индивидуальностью и характером. Химия между актёрами была на высшем уровне, что добавляло реализма и эмоциональной глубины фильму.