Святая инквизиция – одна из самых интригующих тем в мировой истории. Но в силу своей популярности далеко не всегда правильно понимаемая. Кем были инквизиторы? За кем они охотились и как пытали жертв? За что преследовали ведьм? Сколько всего людей было уничтожено?
История
Папа Иннокентий III — гонитель евреев, организатор 4-го крестового похода и в целом не самый приятный человек — 1215 году создает церковный суд под названием «Инквизиция». «Инквизиция» с латыни переводится как «расследование». Соответственно, инквизитор — следователь. Официальное название этой организации звучит как «Святой отдел расследований еретической греховности». Ересью называлось сознательное отклонение от христианского вероучения.
Следственный комитет при папе римском — действительно средневековое изобретение первой половины 13-го века. Однако Инквизиция успешно пережила эпоху Возрождения, Реформацию, Новое время и лишь в эпоху Просвещения прекратила свое существование. Своего высшего развития Инквизиция достигла уже после Средневековья. Апогеем стала испанская инквизиция.
Испанская инквизиция
Испанская инквизиция была гораздо ближе не к папскому престолу в Риме, а к королевскому двору у себя в Испании. В 1478 году Фердинанд II Арагонский и Изабелла Кастильская получают от папы Сикста IV разрешение на создание своей, суверенной инквизиции. Руководит новым ведомством доминиканский монах Томас Торквемада — первый Великий инквизитор Испании, еще один неприятный человек: недаром его имя станет синонимом жестокости и фанатизма.
Одно из самых известных понятий, связанных с Инквизицией, аутодафе — слово португало-испанского происхождения. Аутодафе — торжественная церемония покаяния осуждённых еретиков, чтение и исполнение приговоров. Рассмотрим одну из самых известных и мрачных картин испанского художника Франсиско Гойи, которая так и называется «Аутодафе».
Франсиско Гойя «Аутодафе»
Мы в здании суда инквизиции. В глубине зала монах зачитывает приговор. В первых рядах – монахи: доминиканцы, картезианцы и францисканцы. В центре – главный Инквизитор в чине епископа. Слева на стуле сидит представитель светской власти и с интересом следит за происходящим. Он отвечает за организацию казни. Зал полон. Все собрались ради увлекательного зрелища.
А кто же главные герои? На голове позорный колпак из бумаги – кароcа. Другая часть позорного одеяния – накидка санбенито. Санбенито для разных категорий провинившихся выполнялись с разным рисунком. Если на твоем санбенито нарисованы перевернутые языки пламени, то тебе повезло: сжигать заживо не будут – сначала задушат, а потом сожгут.
А вот языки пламени, направленные вверх означают самую ужасную смерть – на костре. Теперь присмотримся к нашим осужденным — через несколько часов все они, или по крайней мере трое, будут сожжены заживо.
Если вы подумали, что Испания задержалась в Средневековье, пока остальная Европа шла по пути прогресса, то это не так. Эффективные практики борьбы с инакомыслием у испанцев позаимствовали Голландия, Португалия и Франция. Так, французский король Генрих II учредил при парламенте чрезвычайный трибунал над еретиками – Огненную палату. А тем временем шел 1547 год.
Верховный судебный орган испанской инквизиции – супрема – продолжал отправлять людей на смерть вплоть до 19 века. Упразднена Супрема была только в 1834 году. Последней официальной жертвой инквизиции стал школьный учитель, испанец Каэтано Антонио Риполь. Он объяснял своим ученикам, что спасение души возможно без участия церкви.
Учителя предали настоящему аутодафе: заковали в кандалы и провезли верхом на осле по Валенсии. Осел – животное упрямое, символ упорства нераскаявшихся грешников. Риполя повесили, а тело похоронили на околице в бочке, разрисованной языками пламени. Такой символический костер инквизиции в Европе 1826 года.
Охота на ведьм
На ведьм охотилась не только инквизиция. Главной ее целью все же были еретики. В разные периоды в разных странах инквизиторов интересовали разные группы населения. Например, испанская инквизиция на первых порах активнее всего занималась борьбой с евреями и маврами.
Выносили приговоры и за безнравственное поведение, преступления сексуального характера. Преследования за колдовство, предсказание будущего или суеверия случались гораздо реже, но запоминались надолго. Пик «антиведьминской» истерии в Европе пришелся на XV–XVI века и инквизиция в ней активно участвовала.
Фильмы последних десятилетий навязывают стереотип: ведьма должна быть молодой, красивой и желательно рыжей. Исторически это не так: за сговор с нечистой силой судили любых женщин, уличенных в знахарстве или ворожбе.
Согласно знаменитому трактату «Молот ведьм», женщины считались существами эмоциональными, не очень разумными, а значит, более подверженными влиянию дьявола. А еще женщины больше мужчин склонны к ссорам, а это значит, что в качестве защиты они могут прибегать к колдовству.
«Молот ведьм» написан двумя немецкими инквизиторами-доминиканцами и представляет собой подробное руководство по поиску ведьм, описание их злодейств и юридические инструкции: как вести дознание, проводить суды и выносить приговоры ведьмам. Например, рекомендовалось вводить ведьму в комнату суда лицом назад, спиной к судьям. Это было важной предосторожностью!
Самая известная жертва инквизиции, сожженная как ведьма, способностью влиять на судей точно не обладала. Жанну д’Арк обвинили в идолопоклонстве, в ношении мужской одежды и во множестве других ересей. Когда ее сжигали, толпа зрителей плакала от жалости. Процесс был, конечно, политический. После окончания столетней войны дело направили на пересмотр. Жанну оправдали по всем пунктам, а в 1920 году и вовсе признали святой.
Справедливости ради надо признать, самый знаменитый и ужасный процесс расправы над ведьмами был в стране, в которой инквизиции даже не было. В 1692 году в Новой Англии, в городе Салем, штат Массачусетс на группу женщин и нескольких мужчин пало подозрение в наведение порчи на дочек местного пастора. Простым набожным салемцам не было дела до инквизиции, они и католиками-то не были, что не помешало им повесить 19 человек, а 200 заключить под стражу.
Самые жестокие пытки в истории
Применение пыток в ходе следствия было обычной практикой человечества почти во все времена. Суды инквизиции не исключение. Более того, в то время существовала презумпция вины. Убежденность судьи в виновности подсудимого оправдывала применение пыток. Существовали правила, согласно которым пытать подозреваемого можно было не более одного раза в сутки. Нужно было следить, чтобы в ходе дознания подозреваемый не умер и не остался калекой.
Инквизиторам запрещалось проливать кровь, поэтому приходилось быть изобретательными. Подсудимых:
- подвешивали на дыбе;
- обливали: воду лили на лицо, чтобы она попадала в рот и ноздри, при этом следили, чтобы человек не умер;
- растягивали на прокрустовом ложе;
- морили голодом или кормили пересоленной едой.
Справедливости ради, инквизиция не изобрела ни одной новой пытки. Более того, у инквизиторов (за исключением испанских) не было собственных тюрем и палачей. Обычно за услугами обращались к светским властям.
Огромное число казненных
Перенесемся во Францию времен революции, а именно в эпоху Террора, когда за один год было только официально казнено около 17 тысяч человек. В целом их злодеяния сильно преувеличены конкурентами на политической арене. Рассмотрим собственную статистику самых неприятных инквизиторов — испанцев. Они были те еще бюрократы и вели строгую отчетность – к радости историков.
Итак, за 356 лет, с 1478 по 1834 годы, испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них. Если совсем округлить, то в среднем 20 человек в год. По 20 человек в год в среднем казнили мрачные испанские инквизиторы и 17 000 всего за один год – просвещенные французские революционеры. В среднем английском городке, где тоже не было инквизиции, за год точно вешали больше бродяг и воришек.
Казни на костре
Еретиков могли сжигать заживо или после удушения. Католическая церковь оправдывала такую казнь цитатой из Евангелия от Иоанна. Мы успели найти на картине Гойи приговоренных к сожжению. И выяснили, что так поступали не со всеми – и не сразу, а после долгого расследования.
Инквизиция, как правило, действовала демонстративно медленно. О приезде инквизитора с инспекцией объявлялось заранее. Он выступал с проповедью, на которой фактически объявлял о начале расследования и приглашал добрых прихожан доносить на еретиков, а самих еретиков являться с повинной. На это давался срок от 30 до 40 дней. Чистосердечное признание облегчало участь подследственного.
Такие действия, конечно, терроризировали население. По истечении установленного срока у инквизитора и его помощников набиралось множество дел. Соседи охотно доносили друг на друга. Обвинить в большой или малой ереси могли любого – как за серьезное вольнодумство, так и за случайно брошенные слова – например, фразу о том, что церковный звон не отгоняет грозу.
Анализ протоколов испанской инквизиции показывает, что следствие, как правило, велось тщательно. Инквизиторы искали улики, выстраивали линию обвинения, устанавливали беспристрастность свидетелей. Да, были пытки, но существовала и процедура, призванная не допустить случаев лжесвидетельствования.
Инквизитор уточнял у подозреваемого, нет ли у того врагов. Также учитывалось состояние, в котором человек произносил богохульные речи (например, состояние алкогольного опьянения было смягчающим обстоятельством). В целом, более 80% приговоров инквизиционного суда были оправдательными.
А если вина обвиняемого была доказана, то суд чаще всего назначал не казнь, а телесные наказания, изгнание, конфискацию имущества или штраф. На костер отправляли лишь тех, кто упорствовал в своих еретических убеждениях или попадался повторно.
Перенесемся из Испании в Северную Италию. В 1580 году в Милане случился приступ охоты на ведьм. Бдительная горожане донесли в Инквизицию на 17 женщин. Всех их арестовали. После тщательных проверок девять женщин были оправданы без всяких условий, еще пятерых отпустили после прочтения молитвы и клятвы, что они не ведьмы. Вина еще двух была признана несущественной, и они понесли незначительные наказания. И лишь одну признали виновной в колдовстве и сожгли.
В отличие от светских судов, суд инквизиции стремился установить мотивы поступка и добиться раскаяния, а не просто взять и казнить виновного. Любая казнь была свидетельством того, что человека невозможно вернуть в лоно Церкви. Пока такой шанс оставался, инквизиторы старались его не упускать.
Расправа с учеными
Инквизиция спокойно существовала бок о бок с университетами и в целом у инквизиторов было полно других забот, кроме как преследовать ученых. Возьмем, например, главного революционера в науке — Николай Коперник, автор гелиоцентрической системы. Что с ним сделала католическая церковь? Ничего!
Польский астроном дожил до глубокой старости и умер в 70 лет от инсульта. Главное сочинение Коперника “О вращении небесных сфер” было спокойно издано в Нюрнберге, а папа римский Климент VII даже интересовался теорией Коперника. Католическая церковь запретила распространять представления о гелиоцентрической системе лишь в 1616 году, через много лет после смерти ученого. При этом пользоваться моделью Коперника для астрономических расчетов не запрещалось.
Джордано Бруно — священник, философ и поэт — большой поклонник гелиоцентрической системы Коперника. Интересы Джордано Бруно распространялись очень широко. Он много занимался магией, преподавал оккультные знания и в конце концов был арестован инквизицией по доносу одного из своих богатых учеников.
Почти 8 лет Джордано Бруно держали в тюрьме сначала в Венеции, затем в Риме. Он не думал ни отрицать обвинения в свой адрес, ни тем более каяться – то есть вел себя как убежденный еретик. Да и был им. В конце концов папа Климент VIII передал Бруно светской власти. В смертном приговоре не упоминается ни система Коперника, ни наука вообще.
В 19 веке на площади Цветов установили памятник мыслителю, а в 2000 году кардинал Анджело Содано, на тот момент второй человек в католической иерархии после Папы, назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но тем не менее признался, что церковь продолжает считать его еретиком.
В отличие от Джордано Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные убеждения, поскольку он публично поддерживал гелиоцентрическую теорию, которая к тому времени была запрещена церковью и признана ересью. Но, честно говоря, это бы ему простили.
Преклонный возраст, огромный авторитет в научных кругах, неплохие личные отношения с Папским престолом – никто не собирался всерьез преследовать ученого, но Галилей был настолько уверен в себе, что поставил вопрос ребром: призвал Рим высказать свое окончательное отношение к теории Коперника.
В итоге комиссии инквизиторов ничего не оставалось, кроме как снова признать коперниканство опасной ересью. Папа Павел V утвердил это решение, но по-прежнему не хотел ссоры с ученым. Галилею дали понять, что преследовать его не будут. Просто не надо высовываться.
Ученый ослушался и через несколько лет издал свою главную книгу «Диалог о двух главнейших системах мира». Новый Папа Урбан VIII отдал распоряжение арестовать 68-летнего ученого. От Галилея добились покаяния и в тюрьме ученый не задержался.
В 1992 году Папа Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив Галилея отречься от теории Коперника. Так окончилась последняя глава в истории Инквизиции.
Святая инквизиция в России
Конечно, и в России существовали ереси. В 14 веке в Новгороде и Пскове распространилась ересь стригольников, а веком позже уже в центральной России среди людей была популярна ересь жидоствующих. Они были жестко подавлены. После реформ, проведенных в 17 веке патриархом Никоном, преследованию подвергались староверы. Однако для этого не пришлось создавать отдельных следственных институтов при церкви.
Была на Руси и своя борьба с ведьмами. На Стоглавом соборе 1551 года было запрещено под страхом царской опалы и церковного отлучения, производить чародейства и волхования, а также держать в домах «богомерзкие книги». Но Россия — православная страна, поэтому никакой специфический католический институт, как инквизиция, не затронул нашу историю.
Хотя гениальный русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский использовал образ великого инквизитора, чтобы в романе “Братья Карамазовы” сформулировать важную для всех православных людей истину:
Свободный человек осознанно делает свой выбор в пользу Христа, и для этого ему не нужно насилие или давление со стороны Инквизиции.