Цыгане, также известные как рома или цыганский народ, представляют собой этническую группу, которая имеет свои корни в различных регионах Европы, а также в некоторых других частях мира. Они обладают собственной культурой, языком (романи), традициями и обычаями.
Исторически, цыгане были переселенцами, путешествующими из Индии в течение многих веков, и они оставили свой след в различных странах. Однако, их история была часто связана с дискриминацией, преследованиями и маргинализацией в различных обществах. В некоторых странах они все еще сталкиваются с социальными и экономическими проблемами.
Цыганская культура богата музыкальными традициями, танцами, ремеслами и яркими костюмами. Они также известны своим уникальным стилем жизни и семейными ценностями.
В современном обществе цыгане продолжают бороться за признание своих прав и защиту от дискриминации. Многие организации и правозащитные группы работают над поддержкой цыганского народа и борьбой с предвзятыми представлениями о них.
Происхождение
Цыгане, пожалуй один из самых странных и специфических народов мира. У них нет своего государства, большая часть из них до сих пор ведет кочевой образ жизни. Они настолько дистанцировались от цивилизации, что даже их численность более-менее точно назвать невозможно.
Долгое время учёные не могли установить родину цыган, пока современные методы анализа не позволили подтвердить теорию, выдвинутую ещё в 18 веке. На каких конкретно землях впервые появились цыгане ученые только предполагают. Однако большинство исследователей сходятся на том, что цыгане являются выходцами из Индии, которые перекочевали изначально на Ближний Восток, а затем в Европу.
Первые крупные упоминания о цыганах начинаются с Византийской империи, где они довольно успешно интегрировались в общество и приняли христианство. С падением империи цыгане сменили вектор на запад и стали попадать в Европу. Европейские цыгане часто называют себя рома, тут логическая цепочка тоже тянется в Индию.
С древних времён всё население Индии делится на касты: брахманов — это жрецы и учёные, кшатрии — воины, вайшьи — торговцы и ремесленники, и последняя каста — это шудры, которые занимаются обслуживанием остальных группировок.
«Неприкасаемые» люди, занятые наиболее грязной работой, включая обработку кожи, стирку, работу с глиной и сбор мусора, они живут в обособленных гетто индийских городов и на периферии индийских деревень. Они не могут посещать больницы и магазины, пользоваться общественным транспортом и заходить в государственные учреждения.
По этой теории, именно такая несправедливость побудила будущих цыган двинуться из Индии в поисках лучшей жизни. Проблема в том, что даже сами цыгане так давно скитаются, что утратили достоверные знания о том, где была их родина. В цыганских легендах, их народ представляется «вечным кочевником, у которого нет своей земли».
Путь на запад
Изначально кочевников на западе принимали с большим гостеприимством. Бытовало мнение, что цыгане — это изгнанные христиане из Ближнего Востока, которые были вынуждены бежать из-за нашествия мусульман. Видимо поэтому на английском и испанском языках «цыгане» созвучно с «египтянами».
В русском языке цыгане получили своё название из жития Святого Георгия Афонского, там их называли «аттингане» — это была некая византийская секта отступников от христианской веры, использовавших колдовство. Но вернемся на запад. Первое время кочевникам даже помогали едой, жильем и деньгами. Однако такая безбедная жизнь продлилась недолго.
По большому счету, главной причиной испорченных отношений с европейцами стал образ жизни цыган. Они постоянно кочевали с места на место и не собирались интегрироваться в местные общества. Кочевой образ жизни в средние века уже стал вне закона, так как считался бродяжничеством, а цыгане не собирались прощаться со своими традициями.
Нежелание сливаться с окружающим миром довело даже до негласного запрета на ряд европейских профессий. Для цыган было характерно гадание и попрошайничество, что в свою очередь вызывало отторжение у европейцев и порождало множество мифов о цыганских колдовских способностях. Еще был распространен миф о каннибализме.
Привело это все к тому, что в средние века в западной Европе появились жесткие антицыганские законы, причем сразу по всей Европе. Например, В Англии по закону была положена смертная казнь для всех мужчин-цыган просто по факту национальности. Позже закон ужесточили и стали вешать даже англичан, которые как-либо контактировали с цыганами.
А в Священной Римской империи было объявлено, что убийство цыгана не считается преступлением, что повлекло за собой погромы и истребление цыган на всей территории империи.
Людовик 14 издал указы о депортации цыган из Франции под угрозой убийств. В Швеции всех цыган мужского пола ожидала виселица. Прусский король Фридрих Вильгельм I вообще приказал убивать всех цыган старше 18 лет.
В общем, Западная Европа расправлялась с цыганским народом безжалостно и беспрекословно. Так и получилось, что дальше цыгане массово двинулись в Восточную Европу. А оставшаяся часть кочевников на Западе еще больше маргинализировалась и увязла в криминале.
Путь на восток
На востоке Европы цыган встретили с большей лояльностью. В Российской империи и Польше, они не были столь чужим населением и даже могли себя относить к разным сословиям и вести полноценный образ жизни. В Россию цыгане попали, по большей части, из-за раздела Речи Посполитой.
В России кочевники объединялись в таборы, которые достигали порой 25 палаток. Оказавшись на новой локации, женщины шли в ближайшие сёла — гадать, а также просить еду. Мужчины же отправлялись на ярмарки — продавать лошадей. Оседлые цыгане жили, как правило, в Санкт-Петербурге, Москве и других больших городах.
Многие из них были артистами — участниками хоров и неплохо зарабатывали. Интересно, что в 1876-м солистка тульского цыганского хора Шишкина вышла замуж за известного аристократа Толстого — одного из старших братьев автора «Войны и мира».
По указу Екатерины Второй, цыгане приравнивались по умолчанию к крестьянам но могли попасть и в другие сословия. Цыгане, как правило, занимались мелким ручным производством, играли в театрах и активно торговали. В других странах Восточной Европы дело пошло хуже.
Удивительно, но в Румынии, в которой сейчас по подсчетам, цыган возможно больше, чем в любой другой стране, они были в статусе рабов до 1856 года. В Османской империи положение было довольно неплохим. у цыган были все права, они даже нередко стали принимать ислам.
«Смена религии — это цыганская особенность». Обычно они придерживаются не своей религии, а религии народа, на землях которой проживают. Но конечно, все это с элементами их собственной культуры и добавлением эзотерики.
Новая реальность
Нравы постепенно менялись, а с ними и положение цыган. В 18-19 веках во многих странах Европы антицыганские законы стали отменять. Но не смотря на послабления, суть проблем интеграции цыган никуда не делась. В то время бушевала промышленная революция, а по цыганским законам им запрещалось работать на фабриках и заводах.
К тому же, цыгане у европейцев стали прочно ассоциироваться с воровством детей. Таким образом, новый век и новый промышленный мир снова стал ударом для кочевого народа. И они опять оказались изолированы от общества и экономики.
Конечно же, были цыгане, которые ассимилировались с местными и начинали вести европейский оседлый образ жизни. Но это было исключением из правил, и после такой ассимиляции они уже не считались цыганами и были полноправными членами общества какой-либо страны, исчезая из общей статистики.
А двадцатый век для цыган стал не то, что сложным, а трагическим. Третий Рейх … Все, что касается расовых законов и геноцида по отношению к евреям также касалось и цыган. В 1935 году цыгане лишались фактически всех прав на территории Рейха.
После начала Второй мировой войны их начали массово преследовать и уничтожать. В концлагерях по разным оценкам, погибло до 50 процентов всего цыганского населения на территории Европы.
Цыгане в СССР
По данным переписи населения, в 1926 году в Советском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган. Правда, специалисты предполагали, что на самом деле представителей этого народа гораздо больше. Просто не доверяя властям, часто они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра или молдаванина.
Кочевой образ жизни делал из цыган аполитичных жителей страны, поэтому к идее всеобщего равенства они относились весьма равнодушно. Более того, цыганский народ не видел ничего зазорного в богатстве, наоборот – иметь много золота и денег считалось для них очень привлекательным делом.
При этом большинство цыган в роскоши отнюдь не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед купцами и дворянами, кузнечные работы и просьбы о подаянии – были почти единственными источниками заработка, позволяющими прокормить таборную семью в Российской Империи.
Октябрьская революция лишила этих доходов, полностью изменив и ухудшив привычный образ жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым врагам и не подвергали гонениям как «буржуев», кочевники отрицательно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну после неё.
Цыгане, как и все, не избежали работы в колхозах. С 1920-го в Советском Союзе было создано 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись постоянной пропиской, выделялась земля и денежные субсидии в размере от 500 до 1000 рублей для создания личного подворья.
В то время многие цыгане воспользовались финансовой помощью, однако большинство из них кочевую жизнь на оседлую так и не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, да и те не слишком обременяли себя настоящим трудом.
Известен случай, когда в артеле в Липецкой области, состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные жители. Сами же Ромалы на полях не трудились, а выращенный урожай, вместо сдачи в пользу государства, делили поровну между своими.
К весне 1933 года в крупные города съехались десятки таборов. Шёл очередной голодный год. Москва притягивала кочевых цыган возможностью хоть как-то прокормиться. Столица была опутана сетью новых таборных стоянок. Сразу же после введения паспортной системы началась крупная спецоперация по «чистке» крупных городов от «нежелательных элементов».
За неполный летний месяц из Москвы было выслано в Сибирь 5470 цыган. А в целом за предвоенные годы по меньшей мере 10 тысяч цыган стали жертвами депортаций. В годы Великой Отечественной часть цыган вступила в ряды Красной армии, а также присоединилась к партизанскому движению: 11 представителей цыганского народа получили звание Героя Советского Союза.
В послевоенные годы широкую известность получил барон Владимир Шаркози. Под его руководством вырос преступный клан, чей вид деятельности имел специфический характер. Помимо краж и грабежей цыгане обворовывали священников, предварительно собрав на них компромат. И святые отцы, опасаясь огласки не выдавали преступников милиции.
Группировка действовала широко раскинув щупальца по всему Советскому Союзу. Иногда рядовых членов банды арестовывали, но на следующего барона долго не могли выйти. Лишь спустя какое-то время удалось в камеру к цыганам подсадить «наседку» и только после этого взять Шаркози. Вскоре он и его ближайшие помощники были осуждены и расстреляны.
Вообще, если цыганский табор промышлял какими-то незаконными делами, то милиции было очень сложно с ним бороться. Внедрить своего агента милиции не удалось ни разу, по причине полного неприятия чужаков. А если учесть, что даже между собой мафиозные таборы не сотрудничали, то вариант «засланного казачка» тоже не срабатывал.
Единственным вариантом был брак с цыганкой. Но молодые цыганки выходили замуж лет в 14-15, что было абсолютно неприемлемо для советского гражданина. Не все знают, что в странах бывшего Союза цыгане перестали кочевать еще в самом начале оттепели, когда Хрущев издал указ, обязывающий всех граждан оформить постоянную регистрацию: цыгане осели.
Несмотря на слом традиций, многие цыганские семьи до сих пор вспоминают поздний советский период как сравнительно сытое и спокойное время, когда у них были рабочие места, связанные зачастую с традиционными ремеслами: цыгане ковали, лудили, плели корзины, причем навыки передавались из поколения в поколение.
Советский Союз с одной стороны снабдил цыган полными правами, а с другой разрушил их традиционный уклад. В СССР было официальное изучение цыганского языка и даже издание литературы на их языке. Например, произведения детских писателей — Барто или Житкова.
Возможно, это был один из самых удачных примеров интеграции цыган в общество. Но с другой стороны, без традиционного уклада жизни, были ли эти люди уже цыганами?
Цыганский быт
Закрытость цыган от внешнего мира вынудила создать свои внутренние законы. Есть даже свой цыганский суд, когда собираются бароны, главы семейств, и выносят свое решение. Самое строгое наказание — изгнание из табора. Такое наказание применяется за большие долги, супружескую измену, убийство или обман своих.
Причем накажут только за связь с цыганкой, если измена была с гаджо — разбирательств вообще не будет. Гаджо — означает — не цыган, так кочевники делят людей на две части: цыгане и остальные люди. Это показательно, что мужчину накажут только за связь с цыганкой, а за связь с гаджо, не цыганкой, скорее всего, и разбирательств не будет.
У цыган действует своеобразная демократия. Преступникам они выносят вердикт, выходят всем табором на дорогу, чтобы воплотить наказание. Если приговорили к изгнанию и бесчестию, одна из женщин своей нижней юбкой несколько раз ударяет преступника по лицу и телу.
С этой минуты он больше не имеет права показываться в таборе и никто не подаст ему руки, не сядет с ним за стол. Для цыган это страшное наказание, равносильно смерти, поскольку вне табора без помощи своих крайне сложно выжить.
Интересное наблюдение, с которым согласится любой житель северного города — у большинства представителей цыганской национальности отличное здоровье. Сколько раз вы видели детей, которые бегают по улице зимой практически голышом, не испытывая при этом ни малейшего дискомфорта? А женщины могут сидеть часами фактически на бетоне, в ожидании милостыни.
Ученые утверждают, что цыгане могут противостоять не только простуде, но и многим опасным болезням, таким, как лепра, чума и туберкулез. Всё из-за того, что в родной Индии все эти болезни были привычным делом. В результате прошедшего жёсткого отбора цыгане имеют превосходный иммунитет. В то время как чума выкосила пол Европы, потери среди цыган были минимальными.
Ну а по поводу гадания — конечно, эта традиция не возникла на пустом месте. В старинные времена цыганские гадалки выполняли сразу несколько функций. Во-первых, они работали как психологи. Иногда убеждали человека сделать решительный шаг, иногда — предостерегали от ошибки, иногда — просто выслушивали истории о чужих бедах.
Во-вторых, цыганки выступали как ангелы-хранители чужой любви: например, могли незаметно передать девушке записку от парня или на словах рассказать о его чувствах под видом гадания.
Некоторые русские парни делали даже так: подкупали цыганку, чтобы она нагадала конкретной девушке брак с определенным юношей. А дальше смотрели на реакцию девушки. Если она радовалась, можно было идти свататься. Если огорчалась и не хотела верить гаданию — что ж, не судьба.
Оказание эзотерических услуг до сих пор распространено среди цыган, это бизнес. Как гадание на картах, так и по руке. Знания, как это делать, передаются из поколения в поколение и тоже являются важной частью культуры.
Цыганская свадьба — уникальное явление. Это событие принято отмечать с размахом и очень помпезно. Обычно родители стараются женить детей как можно раньше, дабы молодые не успели испортиться, а невеста с легкостью могла приспособится к жизни в семье жениха.
То, что тщательно скрывается от общественности – так это возраст «жениха» и «невесты». Вы когда-нибудь видели 12-тилетнюю девочку-подростка в свадебном платье? Поверьте, что среди цыганского народа – это очень распространённое явление.
В 2023 в интернет попала запись свадьбы между 11-летним Иваном и 14-летней Дианой, тут же ставшая вирусной. А сколько таких браков проходят без огласки? На выбор влияет состоятельность и статус семей в обществе. Все обговаривается заранее.
Когда приходит время свататься, родители жениха приносят выкуп за невесту. Это скорее формально, так как на свадьбе все это переходит молодым. Кстати, подарки на свадьбу принято дарить роскошные и помногу. На этот праздник собираются все родственники табора. Гуляния идут не один день, а порой затягиваются и на недели. Ну, а после свадьбы, самое время про похороны.
У цыган считается, что человеку на том свете нужно всё то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону, постель и ковёр.
Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок — «дорога». В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала.
Интересно, что у цыган даже имеется национальный флаг – Романо стяго. Его приняли в 1971 году. Тогда в Лондоне прошел первый Всемирный конгресс цыган. Описание флага связано с индийской культурой. Полотнище поделено на две части. Цвета символизируют землю и небо.
В центре флага изображена красная дхармачакра (колесо дхармы), которая имеется на флаге Индии. Толкование такое: земля – материальный мир, небо – духовный, а колесо – жизнь цыгана.
Культура
Цыганская культура не только богата, но и уникальна: в ней можно найти элементы культурного наследия народов тех стран, на территории которых они успели пожить. Взять, к примеру, сказки: среди их персонажей есть как колдуны и ожившие мертвецы — эти образы можно встретить в волшебных историях индусов, так и хорошо знакомые герои русского фольклора — домовые и лешие.
Культура цыган, в свою очередь, повлияла на развитие европейской музыки — классической и современной. Когда-то в Андалусии — автономной области Испании — не без помощи динамичного цыганского фольклора появилось Фламенко — целый музыкальный стиль.
Сегодня эта страстная песенно-танцевальная традиция жителей юга Испании включена в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
В другом конце Европы в 18 столетии любовь знаменитого композитора Ференца Листа к цыганскому фольклору нашла отражение в знаменитом фортепианном цикле «Венгерские рапсодии». Кроме того, великий композитор написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии».
А уже в конце 20 века во Франции цыганская семья Рейес сформировала группу Gypsy Kings — зажигательную и весьма успешную. Главный хит Bamboleo слышал наверное каждый. А в 1976 году молдавский режиссёр Эмиль Лотяну снял «Табор уходит в небо» — популярный советский фильм, который за год посмотрели почти 65 миллионов зрителей.
В 2016 году вышел фильм Бориса Соболева «Бремя цыган», который вызвал очередной всплеск цыганофобии. Большую часть фильма составляют интервью с реальными людьми — обычными цыганами и представителями крайне немногочисленной цыганской интеллигенции.
Последние утверждают, что это не у окружающих проблемы от цыган, а наоборот, у цыган проблемы от окружающих: их обижают, не дают работать, распространяют про них негативную информацию. После каждого такого заявления Соболев показывает наркоторговок, уже отбывающих срок, или задержание наркоторговцев.
В некоторых семьях все взрослые сидят по очереди, причем характерно, что ни возраст, ни уровень развития никак не влияют на приверженность преступному промыслу. Посыл фильма в том, что в обществе есть довольно большая этническая и социальная группа, которая не признает над собой власти государства и его законов.
Например, сцена очередного отключения электричества у цыган, катающихся на дорогих машинах, но принципиально не желающих платить за свет, или свадьба 13-летних подростков. Это люди не просто противопоставляют себя окружающему миру: они искренне уверены, что поступают правильно и иной жизни не существует.
Изменить модель поведения могло бы образование, но цыгане не дают своим детям учиться, даже если те вдруг этого хотят. Возникает замкнутый круг: одни и те же сценарии воспроизводятся многими поколениями без изменений. И потому те единицы, которые не желают ни торговать запрещёнными веществами, ни прозябать в нищете, уходят навсегда из цыганского мира, рвут со своими.
Ну и если продолжить о фильмах, то вот ещё один интересный факт. Одна из самых популярных ролей в фильмах в русскоязычном сегменте на самом деле оказалась не про цыган. В фильме Большой куш Бред Питт играет там одну из главных ролей и его персонаж — Микки-цыган.
Но все дело в не совсем точном переводе с оригинала. Фильм имеет сразу несколько русских переводов и в большей части из них присутствует фраза: «С цыганами одна проблема. Невозможно понять, что они говорят. Они говорят и не по-ирландски, и не по-английски.»
Однако, если обратить внимание, в оригинальной звуковой дорожке они говорят не «по-цыгански». «Цыгане» в фильме являются не кем иным, как так называемыми «ирландскими путешественниками», в английском Irish travelers. Их действительно иногда называют «ирландскими цыганами», однако это название никакого родства с цыганами настоящими не имеет и употребляется лишь из-за схожего образа жизни.
Современность
Насколько это вообще можно посчитать, общую численность цыган в мире оценивают в 18 миллионов человек, из которых в Европе, в странах Евросоюза, к цыганам причисляют себя около 10 миллионов человек. Сейчас большинство проживает в Румынии и Болгарии.
После принятия этих стран в состав ЕС, европейское безвизовое пространство подверглось серьёзному испытанию на прочность. Кочевники стали вновь штурмовать города Западной Европы и последствия получились, как в средневековье. Конечно более гуманные.
В 2010 году президент Франции Саркози после беспорядков, устроенных цыганами, заявил о закрытии более 200 цыганских лагерей и возвращении нелегальных иммигрантов в Румынию и Болгарию.
Многие из них уехали добровольно, получив финансовую помощь от Франции по 300 евро на взрослого человека и по 100 — на ребенка. Такие же события происходили и в Германии и других странах Евросоюза.
Негласной столицей цыган считается молдавский город Сороки — название происходит не от птиц, а переводится, как «бедность». Расположен город на правом берегу реки Днестр, в долине, и делится на две части: на холме живут цыгане, а в низине – молдаване.
Цыгане живут в Сороках с XIII века, но только в 80-е – 90-е гг. здесь началась масштабная стройка местных «дворцов». Как ни странно, но эта Цыганская горка является негласной достопримечательностью Молдовы. Туристы приезжают сюда воочию увидеть архитектурные «шедевры» и, в целом, соприкоснуться с жизнью народа, у которого нет Родины.
Большинство домов в Сороках – это недостроенные двух-трехэтажные здания, в азиатском стиле. Если безвкусную мешанину из колонн, балкончиков, пирамидальных крыш, куполов, древнегреческих статуй и религиозных символов можно вообще отнести к какому-либо стилю.
Тем не менее, если по одну сторону забора стоят «дворцы», то сразу за высокими воротами начинается грязь и разруха. Тем не менее, тут есть свой «Капитолий», построенный как-будто под копирку с американского и свой цыганский барон.
После кризиса 98 года даже зажиточные сорокинские цыгане не смогли потянуть «дворцы» и, большая их часть, осталась недостроенная. Заколотили и разъехались по белу свету.
В настоящее время, только в праздничные дни, население Цыганской горки, существенно увеличивается. На Всемирный День Цыган (8 апреля), на Пасху, Рождество и Новый год, цыгане возвращаются домой со всего мира, стремясь воссоединиться с семьями.
Про Пасху, один из главных праздников, так как цыгане Европы долгое время жили в Византии и большинство исповедуют православие, есть даже такая шутка – «Цыгане испекли такой большой кулич, что их опять оштрафовали за незаконную постройку».
И к слову о состоятельных цыганах. Алфи Бест — богатейший цыган в Европе. Он родился в Великобритании и в 10 лет стал помогать отцу торговать асфальтом, в 12 бросил школу, а в 14 стал перепродавать автомобили и фургоны.
Сегодня имя Алфи Беста прежде всего ассоциируется с компанией Wyldecrest Parks. Она занимается строительством и управлением парками, а также гольф-клубами. У Беста сейчас есть абсолютно все: особняк стоимостью 6 миллионов фунтов стерлингов, личный вертолет и 382 место в списке богатых людей Великобритании. Его состояние оценивается в 341 миллион фунтов стерлингов.
Но в большинстве случаев современные цыгане конечно живут бедно. В словацком городе Кошице находится самое крупное гетто цыган в Европе — район Луник 9. По официальным данным, там живет около 6,5 тысяч человек, а по неофициальным — 10 тысяч.
Известно, что в одной квартире могут жить до 15 цыган. Газ, вода и электричество здесь отключены из-за того, что большинство жителей не платят за аренду и коммуналку. Здравоохранение так же находится на низком уровне, распространены такие заболевания, как гепатит, вши, диарея, чесотка и менингит. Однако, здесь есть школа и детский сад.
Луник 9 имеет собственную автобусную линию, однако транспорт вглубь почти не заезжает. Из-за частых нападений агрессивных жителей, водители автобусов, обслуживающие эту линию, получают доплату за работу в опасных условиях.
Стоит упомянуть еще одну важную деталь — есть много свидетельств и арестов цыган федеральными властями разных стран в связи с распространением нелегальных веществ.
Причем, истинные размеры трафика никто не знает, поскольку многие таборы и сейчас вполне себе свободно передвигаются по странам. В связи с этим состояние многих богатых цыган в народных слухах связывают именно с таким заработком.