Первая поступившая об игре информация гласила о том, что проект нацелен на платформу Wii и называться будет Silent Hill: Cold Heart. Главной героиней будет студентка-психолог, которой предстоит драться в ближнем бою с монстрами, следить за температурой своего тела, искать еду и одежду. Звучало это заманчиво и интересно, но в какой-то момент планы кардинально поменялись и вот уже вместо Cold Heart на обложке красуется заголовок Silent Hill: Shattered Memories.
Игра появилась на прилавках 8 декабря 2009 года и, как было обещано, для платформы Wii. Однако не прошло и двух месяцев, как игра перебралась ещё и на PlayStation 2 и PlayStation Portable. Естественно разработчикам пришлось адаптировать управление под геймпад, а в случае карманной консоли ещё и урезать графику. Вот только перемена названия повлекла за собой и куда более серьёзные изменения: сменился главный герой, сменилась концепция, сменилось всё. Поскольку теперь это не продолжение Silent Hill, а творческая интерпретация первой части.
Не стоит воспринимать Silent Hill: Shattered Memories как полноценный перезапуск, как это было, например, с Resident Evil. Это именно переосмысление первой части, поэтому, как аспекты геймплея, так и истории будут коренным образом отличаться от оригинальной игры.
В самом начале игрока ждёт очень интересное предупреждение, в котором сказано, что игра будет анализировать ваш психологический профиль и на его основании создавать персональный кошмар. Это означает, что игра «играет» вами не меньше, чем вы играете в неё. Но никакого революционного воздействия на психику Shattered Memories не оказывает, однако, на протяжении всего прохождения разработчики активно собирают информацию о действиях игрока, тем самым, в истории могут меняться отдельные элементы и малозначимые детали.
Всё начинается с того, что игрок приходит на прием к психологу роль которого здесь исполняет знакомые уже нам Майкл Кауфман. Он акцентирует внимание на том, что другие специалисты не смогли вам помочь, но в этот раз всё будет по-другому. Нужно будет начать всё сначала, чтобы наконец понять, что же произошло. Начать вспоминать все события, которые привели игрока в это место. Данный сеанс психотерапии будет проходить на протяжении всей игры. Нас будут постоянно кидать между воспоминаниями, основным сюжетом, и кабинетом доктора Кауфмана, где он будет задавать игроку провокационные вопросы, заставлять проходить простые, но неоднозначные тесты и делать выводы на основании полученных ответов.
История стартует с того, что Гарри Мейсон попадает в аварию на окраине Сайлент Хилла. Придя в себя он вспоминает, что вместе с ним была его дочь Шерил, которой больше нет в машине. Герой хватает фонарик и отправляется на ее поиски. Забежав в город, он обнаруживает, что тот находится в запустении — людей на улицах нет, магазины заброшены и лишь свет от уличных фонарей-вывесок даёт понять, что мы попали не в город-призрак. Побродив некоторое время по округе, Гарри выйдет к открытой закусочной, в которой встретит еще одного знакомого персонажа — Сибил Беннетт.
Естественно, герой сразу же бросается к офицеру полиции с просьбой помочь найти пропавшую дочь. Однако она проверяет его документы и выясняет что Гарри Мейсон проживает в Сайлент Хилле и вполне возможно, что в такую метель его дочь просто отправилась домой. Сам же герой не помнит о том, чтобы проживал в этом городе. Не знает своего адреса, однакоё списывает все это на последствие аварии и решает двигаться в сторону своего дома, но не всё оказывается так просто.
В какой-то момент на его сотовый телефон поступил звонок — это была Шерил. она не сказала ничего про своё местонахождение, а лишь предупредил отца, что он не может драться и должен убегать. Сперва не совсем ясно про что же шла речь, однако, сразу после звонка весь мир вокруг героя покрывается льдом, а со всех сторон начинают сбегаться неизвестные твари. Поскольку драться с ними бесполезно, то есть только один выход — бежать со всех ног до места назначения по замёрзшему лабиринту, в надежде, что эти монстры не загрызут его раньше.
Как только игрок добирается до места назначения, окружение магическим образом оттаивает, а противники исчезают. Герой добирается до своего места жительства и обнаруживает, что его дочки там нет и. вообще. в этом доме живёт другая семья, с их слов, уже на протяжении 14-ти лет. Гарри не верит в этой и срывается на владельцев, из-за чего те вынуждены закрыть дверь и оставить его на улице. Через какое-то время к дому подъедет Сибил и предложит поехать вместе с ней до полицейского участка, чтобы разобраться, почему у Гарри в документах значится его старый адрес.
По пути они попадают в сильную пургу и снег залепляет все окна в машине. Сибил отправляется проверить ситуацию на дороге, но так и не возвращается. Немного подождав, Гарри выходит из машины и решает продолжить поиски своей дочке самостоятельно. Герою придётся пройти через лес, лодочную станцию, охотничью хижину и вновь побегать от монстров по замерзшему кошмару. Наконец, по окончанию всего этого игрок выйдет к зданию школы Мидвич.
Тут ему позвонит Сибил и предложит вновь встретиться в школьном спортзале, который используют как убежище в случае чрезвычайных ситуаций и героя приходит на ум мысль, что Шерил тоже могла пойти туда. Но когда герой добирается до этого места, то он не обнаруживает ни своей дочери, ни Сибил, а лишь певицу Мишель Вальдез, которая пришла на встречу выпускников. Самое удивительное, она знает Шерил. Говорит, что училась вместе с ней в этой школе и, в доказательство, даже показывает фотографию.
Гарри не верит в это, поскольку, его дочки только семь лет и она не может быть той девушкой на фотографии. Чтобы выяснить это наверняка, пара лишает вломиться в кабинет директора и проверить записи об учениках в компьютере. Как оказывается, Мишель была права и это действительно та самая Шерил Мейсон, вот только на каким-то образом стала старше на 18 лет. Ещё из записи герой узнает, что в какой-то момент его дочь сменила адрес и переехал на другой конец города.
Мишель решает помочь Гарри добраться до нужного адреса. Вместе они отправляются в клуб Балкан, где Мишель работает певицей. там они должны были взять машину и уехать, но всё пошло по иному сценарию — Мишель исчезает, а на её месте появляется девушка, которая явно знает героя, но он ее вспомнить никак не может. Из их диалога становится понятно, что они были довольно близки и даже спали вместе, что никак не укладывается в голове у Гарри. Игрока же в этот момент ждет другое открытие — эту девушку зовут Далия.
Так или иначе Далия решает подвести Гарри до нужного адреса и вот они уже вдвоем едут на машине в нужном направлении и опять всё идет не по плану. На мосту что-то вновь случается с окружающим миром, мост начинает рушиться и машина падает в воду. Герой каким-то чудом умудряется выбраться из автомобиля и добравшись до берега теряет сознание. Приходит в себя он уже в госпитале Алхимила, Сибил помогает ему в этом. Она говорит, что им нужно обсудить одну вещь, которую она обнаружила в полицейском участке, когда изучала дело Гарри Мейсона, но диалогу не суждено состояться.
Когда реальность вновь придёт в себя, Гарри повстречает медсестру, которая попала в аварию на машине скорой помощи. Это уже знакомая нам Лиза. Она просит помочь проводить ее до дома, что герой и делает. Закинувшись таблетками, она ложится отдохнуть, а игрок вновь отправляется на поиски Шерил, но ненадолго. Через пару минут Лиза перезванивает герою и говорит что плохо себя чувствует и что Гарри срочно должен к ней вернуться. Однако по прибытию становится понятно, что уже поздно — девушка умерла.
В этот момент в комнату врывается Сибил, направляет на героя пистолет и обвиняет его в убийстве. Тот пытается оправдываться, что он в этом не виноват, однако, офицер ему уже не верит и перед тем как всё вокруг снова замёрзнет, она успевает сказать лишь одно — «Ты не Гарри Мейсон». Избежав от неминуемого ареста, герой таки добирается до адреса, который он нашел в школьном компьютере. Там он вновь встретит Далию, которая не только сумела спастись из утонувшие машины, но и постарела на добрый десяток лет. Далее выясняется, что они с Гарри были женаты, а Шерил это их дочь.
После очередного кошмара, герой попадает в комнату своей дочери и, не обнаружив её там, он в отчаянии ложится на кровать и засыпает. Через какое-то время в комнату войдет Мишель и разбудит его. Гарри вспомнит слова Далии о том, что Шерил, скорее всего, находится на маяке и поэтому ему срочно нужно туда отправиться. Мишель решает подбросить его до нужного места, тем более что ее бойфренд на машине как раз ждёт на улице. По пути между парой случается перепалкой и Гарри вновь остается один в машине. Не дожидаясь чем же закончится этот конфликт, он вновь покидает автомобиль и отправляется через канализацию в сторону маяка.
С Мишель ему суждено встретиться еще один раз — она будет выпивать в одном из баров. Со своим парнем она поругалась и, судя по всему, окончательно. Напоследок она рассказывает герою что проще всего ему добраться до маяка на лодке, которая стоит на пирсе прямо за парком развлечений Лейксайд. На лодке оказывается Далия, вновь молодая. Гарри, абсолютно не понимая что происходит вокруг, просит её лишь об одном, чтобы она направила лодку в сторону маяка, но поскольку путь до туда не такой близкий, они решили скоротать время и занялись сексом.
Проснувшись после соития, герой обнаруживает, что Далия опять замёрзла. Он спрыгивает на ледовую корку озера и начинает бежать прямо на свет. Тут же со всех сторон начинают сбегаться монстры и хватать героя, не давая добраться до цели. Однако в тот момент, когда силы у Гарри были уже на исходе, неведомо почему, все противники замерзают, лёд под ногами героя проламывается и ему приходится в плавь добираться до маяка. Тут на помощь приходит Сибил. Боясь что она вновь захочет его арестовать, герой выхватывает у неё пистолет и просит не мешать ему. Полицейскую действительно поражает с каким стремлением Гарри Мейсон пытается найти свою дочь. Она действительно верит, что герой это Гарри Мейсон, но есть одна деталь — в его личном деле сказано, что Гарри Мейсон погиб 18 лет назад в автокатастрофе.
Игрок заходит в здание маяка, чтобы наконец узнать, чем же обернётся эта история, какая концовка ждёт его за последними дверями.. Но об этом немного позже.
Механика игры Silent Hill: Shattered Memories
Игровой процесс в этой части коренным образом отличается от прошлых. Во многом это обусловлено спецификой Wii-контроллера, который отслеживает движение игрока. Поэтому в этот раз нам позволили управлять фонарём, который герой держит руке. Таким способом мы двигаем камерой, разворачиваемся и концентрируем своё внимание на каком-то заинтересовавшем нас предмете. Также при помощи подобного управления можно открывать двери, нажимать на кнопки, хватать некоторые предметы и манипулировать ими, чтобы решать несложные загадки. Этапы с монстрами и без них чётко разграничены — враги появляются лишь в момент замерзания мира и после его оттаивания они пропадают.
Shattered Memories позволяет вам примерить на себя шкуру одного из пациентов психолога и пронаблюдать от первого лица за всеми прелестями данной терапии. Вот доктор впадает в рассуждении о таких расплывчатых понятиях, как вина, счастье, любовь секс и семья. Потом он начинает задавать провокационные вопросы, а под конец даёт какой-нибудь абстрактный тест, который казалось бы не очень-то относится к делу. Во всём этом игроку придётся принять непосредственное участие. Всё это делается для того, чтобы собрать его психологический профиль, который коренным образом влияет на те изменения, которые будут поджидать в основной части игры.
Психологический профиль игрока составляется на основании пяти параметров:
- дружелюбия;
- семьи;
- лжи;
- сексуальности;
- алкоголя.
Изначально все эти показатели равны нулю, но, по мере игры, они будут увеличены.
Перед самым началом доктор Кауфман предложит вам небольшой тест, ответы на который сформирует стартовый профиль. Сказали вы, например, что выпивка помогает вам расслабиться, получите плюсик к параметру алкоголя. Прислушиваетесь к чувствам других людей, плюс к шкале дружелюбие. Никогда не обманывали своего партнера, увеличите показатель семьи и так далее.
Однако этот тест укажет вектор развития вашего профиля лишь на начальном этапе. От дальнейших действий его может перекосить совершенно в иную сторону, поскольку не раз и не два придётся вернуться в кабинет доктора за очередной порцией тестов. Обычно это происходит каждый раз после прохождения ледяного кошмар.
Можно идти против терапии — не смотреть во время разговоров на доктора, давать противоречивые друг другу ответы, например что вы не любите алкоголь, но при этом в школе вас называли пьяница. Давать некорректные ответы в тесте, объединять в пары однополых людей и так далее. Всё это влияет на последнюю, пятую шкалу — шкалу лжи. Этот показатель говорит о вашей закрытости и желании скрыть свой истинный психологический профиль.
Однако посиделки у доктора это не единственное, что меняет показатели. Поступки, которые игрок совершит во время основной части также, более или менее, влияют на общую психологическую оценку. Если вы будете рассматривать эротические постеры, обнажённые манекены, использованные презервативы и при разговоре с женскими персонажами пялиться исключительно им на грудь, то шкала секса будет расти вверх. Та же ситуация с показателем алкоголя — не упускайте из виду ни одной бутылки со спиртным и тогда в момент станете алкоголиком и все по такой схеме.
В зависимости от предпочтений героя, в игре будут меняться некоторые детали, которые дадут понять, по какому пути идёт ваш герой и к какой концовке он стремится. Изменению подвержены следующие элементы: внешний вид некоторых локаций, внешний вид персонажей, поведение этих персонажей, диалоги, монстры и одежда главного героя. Если вы дружелюбный, у вас будут легко завязываться разговоры и дело не будет доходить до конфликта. Чем более вы сексуально озабочены, тем более откровенно будут выглядеть персонажи женского пола.
Концовки
И так, Гарри Мейсон заходит внутрь маяка, подходит к одной из дверей и тут игрока вновь переносят в кабинет Кауфман. Доктор выносит свое заключение о том, что терапия зашла в тупик. Все эти ответы на тесты, все выводы, которые из них следуют, все это не имеет смысла. В этот момент происходит главный сюжетный поворот игры — в комнату заходит Гарри Мейсон. Выясняется, что всё это время на сеансе у доктора находился не Гайре, а Шерил.
Гарри действительно погиб в автокатастрофе 18 лет назад, но его дочь отказалась это принимать. Она создала у себя в голове его образ и верила что он жив и что он всеми силами пытается её отыскать. Поскольку она знала своего отца так мало, что сумела воссоздать его образ лишь из тех коротких фрагментов памяти, которые сохранились о нём, заполнив дыры уже не его, а своей собственной персональностью. Именно поэтому её психологический профиль вносил изменения в историю Гарри, потому как она привносила в них частичку своей собственной личности.
В первом случае игрок должен всё время концентрироваться на накоплении шкал семьи и дружелюбия. Шерил говорит отцу, что он был с ней столько времени, на что он отвечает, что так всегда и будет, после этого лёд сковывает героя, тем самым сохраняя память о нём навсегда. После этого Шерил выходит из клиники, где на улице встречается со своей матерью Далией и вместе они возвращаются домой. Она приняла смерть своего отца, однако, продолжит хранить воспоминания об этом человеке.
Если игрок был недружелюбен, то тогда встреча будет не такой приятной — Шерил спрашивает через слезы, почему он должен был погибнуть. Гарри пытается прикоснуться к ее плечу, но дочь отталкивает его руку. Он просит лишь об одном, чтобы она забыла о нём, после чего символично разваливается на куски, давая понять, что Шерил стёрла все воспоминания об отце из головы.
Наконец, если не уделять внимание терапии и копить шкалу лжи, то тогда Шерил говорит, что её отец герой, что тот погибший Гарри не был её настоящим отцом. Это был не тот, кого она помнит по тем воспоминаниям, которые сохранились в её голове. На что герой отвечает, что он даже не призрак, после чего обнимает свою дочь. Он не превращается в лёд, не разваливается на части, он остается с Шерил, поскольку та не проявляла интереса к терапии, то соответственно доктор ничем не смог ей помочь. Она продолжила жить в своём выдуманном мире, со своим выдуманным отцом, которого она сама себе придумала.
Казалось бы всё, но нет. Дело в том что в Silent Hill: Shattered Memories существует две концовки. Варианты первой я вам только что описал, теперь настало время второй. Этих концовок аж четыре типа.
- В случае заполнения шкалы семьи и дружелюбия, мы видим как Гарри и Далия решают, что их брак больше не может продолжаться и они вынуждены расстаться. Всё это видит Шерил. Когда герой замечает это, он подходит к дочке и говорит, что она не должна винить себя в этом и что, несмотря на, то что родителям приходится расстаться, они все равно её любят.
- Если делать упор на шкалу секса, то можно пронаблюдать как Гарри изменяет своей жене с Мишель и Лизой. Девушки спрашивают, посвятит ли он им свою следующую книгу, на что герой отвечает что нет. Книги он посвящает только своей жене и дочери. Это выглядит скорее издёвкой, нежели вниманием к семье.
- Если строить своё прохождение на шкале недружелюбия, то время финала Далия закатит Гарри сцену, что мол он такой-сякой, не может заработать денег, его романы никто не читает, что он тряпка, а не мужик и в доказательство этого бьёт героя, сбивая очки с его лица. Когда Гарри наклоняется подобрать их, то замечает, что его дочь снимала на камеру всю эту сцену. Он стыдливо отводит взгляд, не говоря ей ни слова.
- Четвертая концовка базируется на показатели алкоголя. В этом случае Шерил застанет пьяного отца на пороге дома. Он ведёт себя как типичный алкоголик — шатается, кривляется, что-то напевает, а под конец срывается на дочь, требуя, чтобы та принесла ему очередную бутылку с выпивкой.
После того, как кассета закончится, пойдут титры, на фоне которых доктор Кауфман будет более развернуто описывать состояние и личность своей пациентки. Разумеется, текст будет меняться, в зависимости от концовки, точно так же, как и песня. Если Шерил осознала смерть отца, то на фоне будет звучать мелодия «Acceptance», что дословно переводится, как «Принятие». Если же нет, то игрок услышит композицию «Hell Frozen Rain».
Ну и конечно же, тут есть бонусная концовка с пришельцами. Для её получения нужно было, при втором прохождении, сделать 13 фотографий, разбросанных по городу летающих тарелок. Тогда игрок увидит мультяшную сцену, на которой Шерил сидит на приёме у доктора Кауфмана. Доктор спрашивает, действительно ли она считает, что её отца похитили инопланетяне? В этот момент дверь кабинета открывается и в комнату заглядывает Джеймс. Доктор говорит прийти ему завтра. После этого мы видим пришельца, который ведёт сеанс психоанализа с собакой.
Заключение
Shattered Memories получила в прессе довольно высокие оценки, но можно ли её посчитать за полноценную часть Silent Hill, наверное, всё же нет. Из хоррора игра превратилась в интерактивную прогулку или психологический триллер, что по-своему хорошо. Однако атмосферу и ужас, свойственные серии, она, вы, утратила. Это спин-офф, история, которая разворачивается в какой-то другой, параллельной вселенной.
Если взглянуть на игру объективно, Shattered Memories получилась хорошей и даже оригинальной. Все эти вещи с психологическим профилем, изменением сюжетных деталей и психиатрическим сеансом раньше нигде, толком, не использовались. Только ради этого в Silent Hill: Shattered Memories стоит сыграть.