Титаник был одним из самых известных и роскошных пассажирских лайнеров своего времени. Он был построен компанией Harland and Wolff в Белфасте и считался самым крупным и роскошным судном. Титаник отправился в своё первое и единственное плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года, но столкнулся с айсбергом и потонул 15 апреля 1912 года. Катастрофа унесла жизни около 1500 человек из более чем 2200 пассажиров и членов экипажа.
Эта трагедия стала одним из самых известных и рассматриваемых крушений в истории мореплавания и имела значительные последствия для безопасности судоходства, в частности, в вопросе наличия достаточного количества спасательных средств и обучения экипажа.
Исторический контекст
В ночь с 14-го на 15-е апреля 1912-го года после столкновения с айсбергом пошел ко дну Титаник — самый большой и роскошный корабль начала 20-го века. Несмотря на 2 расследования, проведенных сразу же после гибели лайнера, энтузиасты продолжают спорить об истинных причинах случившегося. Таинственная история Титаника породила многочисленные домыслы и спекуляции, а также самые невероятные легенды.
Поговаривали, что судно стало жертвой египетского проклятия или было торпедировано немецкой подлодкой. Но что на самом деле погубило Титаник? Человеческая халатность или непреодолимые силы природы? И почему 16 водонепроницаемых отсеков не уберегли судно от затопления?
Непотопляемый гигант
В 19-м веке судоходство ждала настоящая революция — парусные корабли сменили машины на паровых двигателях. Ко второй половине столетия такие суда стали регулярно перевозить людей между материками. В погоне за американской мечтой тысячи эмигрантов стремились попасть из Старого Света в Новый. Пассажирами трансатлантических лайнеров становились как бизнесмены и знать, так и крестьяне, и даже безработные. Судовладельцев охватил азарт соперничества.
Главными конкурентами в тот момент были две британские компании — White Star Line и Cunard Line. Последней принадлежали Мавритания и Лузитания — на тот момент самые большие быстроходные суда в мире. Они развивали скорость до 25-и узлов, что позволяло им пересекать Атлантический океан за 5 дней. White Star Line решила превзойти конкурента с помощью трех огромных лайнеров — ими стали Олимпик, Титаник и Гигантик, позже переименованный в Британик. Их строительство началось в 1908-м году на верфях фирмы Harland and Wolff в районе Белфаста.
Олимпик и его младший брат Титаник строились практически одновременно. Когда 31-го мая 1911-го года первый из трех гигантов отправился в рейс, второй был торжественно спущен на воду. После церемонии, за которой наблюдали тысячи зевак и репортеров, Титаник отбуксировали на достроечный причал. Там на судно установили тяжелое оборудование, коммуникации и обставили каюты мебелью.
Роскошный лайнер обошелся White Star в 3 миллиона фунтов стерлингов, что в пересчете на современные деньги составляет почти 2 миллиарда долларов. Газеты писали, что главный конструктор Титаника, исполнительный директор верфи Harland and Wolff Томас Эндрюс, вложил в судно все свои способности и фантазию.
Размеры Титаника по тем временам поражали — длина 260 метров, ширина 30 метров, высота от киля до верхушек домовых труб — почти 53 м, водоизмещение — 52300 тонн, это вес 17,5 тысяч африканских слонов, а надводная часть была высотой с 14-этажный дом. Пароход мог брать на борт до 3320-и человек. Тогда лайнер стал самым большим движущимся объектом когда-либо созданным человеком.
Создатели окрестили корабль непотопляемым — толщина его бортов равнялась 4 см, а швы между стальными листами скрепляли 3 ряда заклепок — на всю конструкцию порядка 3-х миллионов штук. Также Титаник имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков особыми переборками. При необходимости они в считанные секунды должны были закрываться герметичными дверями. При этом все переборки были настолько прочными, что при получении пробоины должны были спокойно выдержать огромное давление океанской воды.
Из всего того, что я помню относительно катастрофы Титаника, одно впечатление никогда не покинет меня. Это ирония надежды, которую я ощущала на судне. Он непотопляем — говорили мне. Он — самый безопасный корабль в мире.
Шарлотта Коллиер, пассажирка Титаника.
Титаник мог оставаться на плаву в случае затопления любых двух отсеков из 16-и или трех, расположенных в носу корабля. Главный конструктор лайнера заявлял, что даже при заполнении водой 4-х отсеков судно сможет продолжить свой путь. В тот момент никто не мог вообразить себе катастрофу, при которой сразу 5 отсеков получат серьезные повреждения.
Титаник выходит в море
Титаник мог отправиться в первое плавание еще в марте 1912-го года, но по техническим причинам сроки несколько раз сдвигались. Так, незадолго до отплытия парохода его владельцы столкнулись с непредвиденным препятствием — забастовкой шахтеров. Гигантскому лайнеру требовались тысячи тонн угля, но взять их было попросту негде. Ценное топливо пришлось выкупать с других кораблей, при условии, что пассажиры, которые купили на них билеты, так же пересядут на Титаник.
Так на судне оказались 1316 пассажиров и 908 членов экипажа — всего 2224 человека. В конечном итоге в свой первый рейс из британского Саутгемптона до Нью-Йорка Титаник отправился 10-го апреля. Публика на корабле была достаточно разношерстная — от нищих эмигрантов из Италии, Швеции и Ирландии до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Геггенхайм.
Всего на Титанике путешествовали около десяти богатейших людей Европы и США. В их сейфах на корабле хранилось огромное количество золота и драгоценностей на сотни миллионов долларов. Каюты на роскошном лайнере были поделены на 3 класса. Самый дешевый билет на корабль стоил 2 фунта — двухнедельный заработок чернорабочего. За эти деньги путешественник получал койко-место в третьем классе в небольшой каюте с умывальником.
В его распоряжении были также общий туалет и ванная комната, курительный салон, просторный ресторан и прогулочная палуба. Помещения хорошо проветривались, отапливались и освещались электричеством. Для сравнения — на других трансатлантических рейсах того времени беднейшие пассажиры ютились в трюмах и спали на полу.
Билеты второго класса стоили 10-40 фунтов стерлингов, около 7-и тысяч долларов на современные деньги. А вот за билет в люкс апартаменты первого класса пассажиру пришлось выложить 512 фунтов, или 74 тысячи нынешних долларов. Состоятельным путешественникам были доступны не только шикарные каюты с электрическими каминами, но и собственные прогулочные палубы, плавательный бассейн, корт для игры в сквош, итальянский ресторан, два кафе, гимнастический зал, библиотека, сад с экзотическими растениями и музыкальные салоны с живой музыкой.
Единственным недостатком Титаника были спасательные шлюпки. Их количество рассчитывали по стандартам начала 20-го века, когда самые большие корабли имели массу не более 10-и тысяч тонн. Считалось, что 20-и шлюпок вместимостью 1300 человек такому судну достаточно, но водоизмещение лайнеров White Star превышало принятые стандарты в 4,5 раза.
Это означало, что в случае катастрофы из 2200 пассажиров могла спастись только половина — но на это все закрыли глаза. Разве имеет значение количество спасательных шлюпок на непотопляемом Титанике?
Последнее предупреждение
Днем 14-го апреля, на 3-й день своего грандиозного путешествия через Атлантику Титаник получил несколько предупреждений об айсбергах и ледяных полях от проходящих мимо пароходов. Но капитан Титаника Эдвард Смит не придал им особого значения. В северных широтах плавучие льды — обычное дело. С 1892-го года корабли совершили 32 тысячи рейсов через Атлантический океан, но только один из них пострадал от столкновения с айсбергом. При этом жертв удалось избежать.
Кроме того, Смит заранее позаботился о безопасности путешествия — Титаник держал курс южнее привычного пути, подальше от плавучих льдов. Капитан судна не подозревал, что впервые за многие годы Лабрадорское течение изменило свой маршрут. Отклонившись к югу, оно прихватило с собой несколько сотен ледяных глыб. За пару часов до полуночи телеграфист Титаника получил еще несколько сообщений о замеченных льдах.
Но в радиорубке было не до них: радист отправлял телеграммы состоятельных пассажиров на другие суда — Титаник был первым трансатлантическим лайнером, предлагавшим путешественникам подобную услугу, и от желающих телеграфировать не было отбоя. К этому времени на улице сильно похолодало и наступил штиль.
Офицеры Титаника прекрасно знали, что спокойный океан — отличная маскировка для айсбергов. В нормальных условиях морская пена, образующаяся от столкновения воды с препятствием, помогает вовремя заметить ледяную глыбу. Но на воде исчезла даже рябь, а ночь была абсолютно безлунной. Тем не менее Титаник шел почти на предельной скорости 22 узла, или 41 км в час.
В 23:39 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг прямо по курсу и трижды ударил в колокол. В этот момент расстояние между кораблем и препятствием составляло примерно 650 метров. Первый помощник капитана Уильям Мердок скомандовал рулевому «Право на борт!» и попытался затормозить машину.
Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он попытался развернуть корабль налево, но Титаник был слишком велик для быстрого маневра — исполинское судно продолжало двигаться по инерции еще 25-30 секунд, прежде, чем его нос начал медленно отклоняться влево. С ужасом моряки наблюдали, как айсберг буквально вспарывает правый борт неуязвимого корабля.
Сразу 5 носовых отсеков оказались повреждены. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации, заявил, что в таких обстоятельствах через полтора часа Титаник уйдет под воду.
Братская могила Атлантики
Спустя несколько минут после полуночи на корабле началась эвакуация, но пассажиры 1-го класса, которые не ощутили удара айсберга, не торопились спасаться. За первый час судно покинули всего 180 человек. Шлюпки уплывали полупустыми, так как команда Титаника не знала, на какое число людей они рассчитаны. В первую очередь спасали женщин и детей, но их приходилось долго уговаривать потому что они не желали расставаться со своими близкими.
На одной из сторон корабля офицер, руководивший спуском, пропускал в полупустые лодки в том числе мужчин. Так среди выживших оказался Джозеф Исмей, управляющий директор White Star Line. Пассажиры 3-го класса и вовсе не могли решить, что делать — многие из них не говорили по-английски и до последнего не осознавали масштабов трагедии. Только когда в каюты хлынула вода, люди поняли, что обречены.
В этот момент ближе всех к тонущему Титанику были 3 корабля — Карпатия в 93-х км, Калифорниэн в 32-х км и рыболовецкая шхуна Самсон в 27-и км. Но на сигнал бедствия откликнулась только Карпатия. Привлечь внимание соседних кораблей Титаник попытался с помощью сигнальных ракет белого цвета — тревожных красных на судне почему-то не оказалось.
На шхуне Самсон, которая в ту ночь занималась незаконной охотой на тюленей, решили, что это сигналы береговой охраны, и поспешили убраться подальше. Вахтенный офицер Калифорниэна принял белые ракеты за праздничный фейерверк.
В половину второго ночи Титаник стал ощутимо крениться на нос, а на борту в этот момент началась паника. 5-му помощнику капитана Гарольду Лоу пришлось сделать 3 предупредительных выстрела в воздух, чтобы оттеснить обезумевшую толпу от шлюпок. Последняя из них была спущена на воду в 2:05. После этого вода стала заливать палубу и капитанский мостик.
Полторы тысячи человек, поневоле оставшихся на судне, ринулись на корму. Толпы людей еще удерживались как-то на корме, но конец был близок. Медленно и почти величественно гигантская кормовая часть стала задираться вверх, обнажая винты, до тех пор, пока не встала совершенно вертикально. Она продержалась так несколько секунд, затем, словно обессилев, скользнула вниз, под ледяную воду Атлантики.
Через 15 минут, расколовшись пополам, Титаник полностью скрылся под водой. На один миг наступила гробовая тишина — а затем крики, рев, плач сотен тонущих людей пронзили темноту. 20 шлюпок дрейфовали группами и поодиночке на площади около 8-и км посреди океана, но только одна из них вернулась туда, где в ледяной воде погибали пассажиры Титаника.
Она подобрала еще несколько человек. В остальных шлюпках после непродолжительных споров решили не рисковать. Под утро на место крушения прибыла Карпатия. К этому времени в живых оставалось чуть более семисот человек.
Крушение Титаника унесло по меньшей мере 1490 жизней. На некоторое время район катастрофы получил прозвище «плавучее кладбище» — из-за большого количества мертвых тел в спасательных жилетах. Сразу несколько судов вплоть до июня 1912-го года собирали останки погибших, доставляя их на берег для захоронения.
Роковое стечение обстоятельств
Расследование обстоятельств трагедии велось сразу на двух континентах — в Великобритании и США. При этом английские и американские эксперты пришли к одним и тем же выводам — Титаник погиб из-за столкновения с айсбергом. Сопутствующими причинами катастрофы стали погодные условия, большая скорость, с которой шло судно, низкая подготовка к чрезвычайным ситуациям и нехватка спасательных шлюпок.
У родственников погибших возник закономерный вопрос: кто же должен ответить за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс и капитан Эдвард Смит погибли вместе с Титаником, поэтому главными подозреваемыми стали директор распорядитель White Star Line Джозеф Исмей и капитан не пришедшего на помощь парохода Калифорниэн Стэнли Лорд.
Исмея обвиняли в давлении на капитана Смита, утверждали, что руководитель пароходной компании заставил того пренебречь всеми правилами безопасности, что в итоге и обернулось катастрофой. Но доказать факт давления на погибшего капитана не удалось, и обвинения в отношении Исмея сняли. Тем не менее его карьера рухнула, и свои последние годы он прожил затворником.
Что касается Лорда, то официальных обвинений в его адрес ни в США, ни в Великобритании выдвинуто не было. Члены двух комиссий по расследованию пришли к выводу, что говорить об умышленном бездействии нет оснований. В итоге несмотря на гнев выживших и близких тех, кто погиб в водах Атлантики, ни один человек не предстал перед уголовным судом по делу Титаника в качестве обвиняемого. Виновниками одного из самых страшных кораблекрушений 20-го века по сути были объявлены айсберг, безлунная ночь и роковое стечение обстоятельств.
Проклятие мумии
Но зловещее обаяние истории Титаника состоит в том, что далеко не все поверили в официальную версию гибели судна. За 100 с лишним лет появилось несколько альтернативных версий кораблекрушения. Одна из самых популярных гипотез катастрофы связана с попыткой страхового мошенничества. Ее сторонники уверены, что в Атлантическом океане затонул не Титаник, а Олимпик. Руководство White Star Line якобы решило потопить убыточное судно, которое ранее столкнулось с военным крейсером, чтобы получить за него страховку.
Якобы хитроумный план состоял в том, чтобы перекрашенный под Титаник Олимпик получил повреждения и начал медленно тонуть. За это время другой корабль смог бы принять на борт пассажиров и команду, но замаскированный Олимпик случайно налетел на спасательное судно, стоявшее без сигнальных огней, и пошел ко дну быстрее, чем планировалось. Сомнительная теория разрушается множеством фактов. Самый убедительный из них — все поднятые со дна детали имели заводской номер 401, закрепленный за Титаником.
В 2008-м году некий американский ученый выдвинул другую теорию — Титаник погубил сильный пожар. По его мнению, за полторы недели до отплытия лайнера из Саутгемптона в угольном отсеке произошло возгорание. Тление никак не получалось устранить, но так как оно распространялось достаточно медленно, пароход отправился в рейс. Потушить возгорание решили по прибытии в Нью-Йорк. Якобы поэтому капитан Эдвард Смит решил гнать судно на предельной скорости через ледовые поля.
Другая конспирологическая теория гласит, что Титаник торпедировала немецкая субмарина. Вероятно, подобные слухи родились после того, как весной 1915-го года германская подводная лодка потопила у берегов Ирландии британский корабль Лузитания. Ряд выживших пассажиров с Титаника рассказывали, что слышали звуки взрывов, произошедших на глубине рядом с кораблем.
Кроме того, они якобы видели неподалеку от тонущего лайнера неопознанное судно, команда которого просто наблюдала за трагедией, не предпринимая никаких действий. Но эксперты считают, что подлодки того времени были весьма тихоходны. Перехватить и торпедировать такого исполина как Титаник им было крайне трудно. К тому же лайнер шел южнее, чем намечалось, о чем экипаж предполагаемой подлодки знать не мог.
Но самая фантастическая версия гибели корабля связана с проклятием мумии. Будто бы некий американский археолог, выкупив у Британского музея древний саркофаг жрицы бога Амон-Ра, перевозил его в Нью-Йорк на Титанике. Мужчина не знал, что артефакт проклят и убивает всех, кто с ним контактирует. Желтая пресса тех времен писала, что гигантский корабль пошел ко дну именно поэтому.
Буквально через 10 лет после катастрофы мир облетела новость — проклятие фараона Тутанхамона якобы убило археологическую экспедицию, которая вторглась в гробницу египетского царя. 22 человека, так или иначе связанные с раскопками, ушли из жизни один за другим. Тем не менее деревянного саркофага, который называют «проклятой мумией», на Титанике никогда не было. Он до сих пор хранится в Британском музее.
Подводный памятник
Долгое время точное место захоронения Титаника оставалось неизвестным. Лишь в 1985-м году он был обнаружен во время экспедиции американского ученого океанолога Роберта Балларда. До 2010-го года к обломкам Титаника, покоящимся на глубине почти 4 тысячи метров, было совершено 17 экспедиций. Исследователи подняли на поверхность свыше 5 тысяч предметов — от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки.
Позже место кораблекрушения было признано мемориалом, и поднимать предметы с затонувшего парохода официально запретили. Но Титаник лежит в международных водах, и полностью контролировать активность вокруг него не удается. Из-за этого количество жертв зловещего корабля продолжает расти.
Так в июне 2023-го года рядом с обломками корабля потерпел катастрофу частный американский батискаф с символичным названием «Титан». Пятеро туристов, находящихся на борту, погибли. Причиной крушения стала имплозия — мгновенное разрушение прочного корпуса огромны внешним давлением. По мрачному совпадению, жена одного из пассажиров батискафа Венди Раш — праправнучка погибших на Титанике Исидора и Иды Штраус.
Сегодня Титаник — это две огромные груды металла, которые пожирает коррозия. По оценке ученых, они окончательно распадутся на мелкие фрагменты на рубеже 21-го — 22-го веков, то есть примерно к 200-летию гибели корабля.