Появление на свет четвёртой части Silent Hill стало для многих неожиданным, поскольку вышла она в июне 2004 года, спустя год после выхода Silent Hill 3. Дело в том, что обе этих игра разрабатывались параллельно, поэтому разница в релизе оказалось не на столько велика.
Четвёртая часть Silent Hill получила подзаголовок «Комната» и во многом она отличалась от механики прошлых частей, да и сюжет почти не имел никакой связи с тремя прошлыми сериями. На основании этих фактов среди игроков начало бытовать мнение, что изначально проект должен был называться просто The Room и только под конец разработки его за уши притянули к известной серии, исключительно из маркетинговых соображений.
В игру вступает новый персонаж — Генри Таунсенд. За два года до событий игры, он переехал в квартиру под номером 302, расположенную в городе Эшфилд. В один день герой обнаруживает, что не может покинуть квартиру. Соседи его не слышат, телевизор и радио не работают, окна намертво закрылись, а на двери появились железные цепи.
На пятый день своего заточения Генри обнаруживает в стене ванной комнаты огромную дыру из которой доносились странные звуки и детские голоса. Герой решает исследовать эту дыру, которая оказалось глубже, чем должна быть.
Когда генри из неё вылез, то очутился на станции метро, где встретил женщину по имени Синтию Веласкес. Она уверена, что это лишь её сон, поэтому относится к происходящему несерьёзно.
Вскоре девушка убегает в ближайший туалет, а на Генри нападает стая монстров. После победы, герой заходит в туалет, чтобы узнать, всё ли у девушки хорошо, но не обнаруживает её. В стене видит дыру, аналогичную то, что у него дома и решает забраться в неё.
Вскоре герой вновь просыпается в своей квартире. После этого Генри возвращается через дыру в метро и начинает искать Синтию. Она оказывается в одном из вагонов метро. Через какое-то время женщина вновь пропадает. В дальнейшем её можно будет услышать по громкой связи. Она говорит, что сумела найти выход и просит немедленно подойти к турникетам. Когда герой добирается туда, то находит на полу истекающую кровью Синтию, а на её груди вырезано число 16121.
После того, как Синтия умирает, Генри просыпается в своей спальне, идёт в ванну и обнаруживает, что дыра увеличилась в размерах.
Пройдя вновь через дыру, герой попадает в лес в окрестностях Сайлент Хилла. Здесь Генри повстречается молодой парень по имени Джаспер Гейн, который вскоре сгорает заживо, вырезав у себя на груди число 17121.
В следующее место, куда попадёт герой станет водная тюрьма, расположенная где-то посреди озера Толука. В одной из камер Генри встретит местного смотрителя, который просит выпустить его, иначе некто явится и произойдёт что-то ужасное. После освобождения, мы встретим его в компании какого-то маленького мальчика. Смотритель явно о чём-то умоляет мальчика, но тот не отвечает. Становится ясно только имя маленького мальчика — Уолтер Салливан. После небольшого забега по коридором тюрьмы, Генри обнаружит смотрителя утонувшим в воде, а на его теле будут знакомые цифры 18121.
Снова пробуждение и снова путешествие в другой мир. На этот раз герой окажется в переулке, около дома напротив. На героя сваливается Ричард Брейнтри — сосед, который живёт в том же доме, что и Генри. Ричард упоминает про прошлого обитателя квартиры номер 302, который внезапно пропал.
Последний раз живым игрок видит Ричарда Брейнтри на электрическом стуле с цифрами на лбу: 19121.
В другой раз придя в себя и пройдя через дыру, герой окажется в том же доме, котором живёт. Генри на глаза попадается длинноволосый мужчина, который стучит в квартиру на против, где живёт Эйлин Гэлвин.
Когда герой проникает в соседнюю квартиру, Эйлин уже лежит на полу, истекая кровью с цифрами на спине 20121, а впереди стоит знакомы малыш Уолтер Салливан.
Следующим измерением станет госпиталь, в котором герой находит перебинтованную Эйлин.
Пройдя вместе с Эйлин все локации по второму кругу, Генри в своей квартире встречает призрак предыдущего хозяина, который поведает игроку всю правду.
Оказывается тот длинноволосый мужчина это Уолтер Салливан. Его история началась за 34 года до событий игры. Родился он в городе Эшфилд, в квартире номер 302. Отец с матерью бросили младенца и уехали в неизвестном направлении. Мальчика отправили в приют, который принадлежал культистам Сайлент Хилла. Несколько лет он провёл там, пока не встретился с Далиёй Гиллеспи, которая сообщила, что мама Уолтера находится Эшфилде, однако, она сейчас спит.
Мальчик поверил её словам и решил, что его мать это квартира номер 302. В одной из книг культа он прочитал про ритуал «Двадцать одно таинство», который помог бы ему разбудить спящую маму. Для этого надо было совершить 21 ритуальное убийство, чем он и решил заняться.
После первых десяти убийств Уолтера поймали и посадили в тюрьму, где он покончил с собой. Об этом упоминалось в одной из газет в Silent Hill 2 (там же на кладбище в тюрьме Толука можно обнаружить могилу Уолтера Салливана).
В итоге, как оказалось, Уолтер не погиб, а полиция попросту поймала не того человека. Однако, долго Салливан не прожил, так как одиннадцатым убийством должно было быть самопожертвование, которое он совершил тайно пробравшись в квартиру 302.
Его труп до сих пор расположен там. Генри находит его, когда ломает фальшивую стену в коридоре.
После смерти Уолтер превратился в призрака и в таком виде продолжил выполнять ритуал. Теперь становится понятно, что означали цифры на телах людей. Это 16 из 21, 17 из 21 и т. д. После своей смерти Салливан совершил ещё 8 убийств, четыре из которых мы могли пронаблюдать во время игры. Осталось ещё два: Эйлин и Генри. Ритуал близок к завершению и Джозеф говорит, что единственный способ остановить его это убить Уолтера.
Генри наконец находит ключ от замка и выходит наружу, но, как оказалось, всё здание находится в потустороннем мире. Герои отправляются на поиски Багрового тома, из которого узнают, что 21 таинство не поможет Уолтеру разбудить маму, а лишь призовёт дьявола в этот мир.
Чтобы помешать ритуалу, необходимо выполнить следующие вещи: раздобыть часть тела Уолтера Салливана, затем пронзить его новое тело восемью копьями и только тогда призрак станет уязвим.
В дальнейшем частицу тела Салливана удаётся разыскать. Ту самую пуповину, которую Фрэнк Сандерленд (отец Джеймса Сандерленда) отказался выбрасывать и хранил у себя.
Герой возвращается в свою комнату и находит очередную дыру, прыгает туда и попадает в последнюю локацию в игре. На платформу, в центре которой крутится героскоп, а к нему медленно движется Эйлин. По периметру воткнуты человеческие тела, в которые воткнуты копья. Начинается финальная битва.
Финал в этот раз зависит от двух факторов. Первый это осталась ли в живых Эйлин. Если битва с Салливанам затянется, героиня погибает. Второй фактор это сумел ли игрок изгнать все паранормальные явления из своей квартиры.
Если Эйлин выжила и комната чиста от демонов, тогда Уолтер умирает, так и не воссоединившись с матерью.
Если комнату не удалось очистить, тогда во время сцены в больнице, герой заявит, что сможет вернуться в свою квартиру, но она вся заполнена демонами.
В финале Silent Hill, если Эйлин умирает, Генри проснётся в своей квартире. Из новостей он узнаёт про многочисленные убийства, которые произошли в его доме. Среди жертв числится и его соседка, которую он так и не сумел спасти.
Если и комната полна призраками и Эйлин умирает, то несмотря на победу над Уолтером, ритуал оказывается завершённым. Главный герой падает на землю в приступе сильной боли, а в следующей сцене маленький Уолтер Салливан ложится на диван и засыпает в квартире номер 302, наконец-то воссоединившись со своей матерью.
Четвёртая часть Silent Hill слабо связана, как с прошлыми играми серий, так и с самим городом Сайлент Хилл. Новинкой игры стало оружие, которое со временем ломается. За время игры можно было найти несколько клюшек для гольфа, которые через пару десятков ударов теряли свою прочность. Герой не носит фонарь, как это было традиционно для серии. Так же отсутствует радио, которое предупреждало о появлении врагов.
Монстров в этот раз получилось не мало и многие из них очень даже пугающие, но проблема в том, что локации мало детализированы и в основном светлые, поэтому заставить игрока бояться в этом окружении крайне плохо.
Весь ужас Сайлент Хилла связан с пребыванием в квартире. В одной из палат в больнице можно встретить пугающую картину: огромную голову Айлин, которая будет левитировать посреди комнаты, а глаза её будут следить за передвижением героя.
Silent Hill 4 почти одновременно вышел сразу на трёх платформах: PS2, Xbox и PC.
Четвёртая часть стала переломным моментом в серии. С её выпуском Team Silent расформировали, а дальнейшую разработку игр начали поручать аутсорсинговым студиям. С того момента франшиза начала скатываться под откос.